На вопросы отвечают эксперты ГАРАНТ

В ООО состояли два участника: физическое лицо с долей участия 80% и юридическое лицо с долей участия 20%. ООО применяет упрощенную систему налогообложения. В связи с выходом участника — физического лица из общества его доля в размере 80% в уставном капитале была приобретена обществом. Таким образом, в ООО остался один участник — юридическое лицо с долей участия 20%, остальная доля (80%) принадлежит самому ООО до момента ее реализации, распределения либо уменьшения уставного капитала.

Является ли приобретение обществом доли в собственном уставном капитале основанием для утраты этим обществом права на применение УСН?

Согласно подп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять УСН организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25%.

В случае выхода участника ООО из общества его доля переходит к обществу (п. 6.1 ст. 23 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

В описанной ситуации по причине выхода физического лица из общества с долей участия 80% его доля перешла к самому обществу. При этом доля участия оставшегося участника — юридического лица по-прежнему составляет 20%.

На указанном этапе условие о том, что доля участия других организаций должна составлять не более 25%, не нарушается, поэтому считаем, что право на применение УСН не утрачено.

После того как «судьба» доли, перешедшей к обществу, решится в порядке, установленном в ст. 24 Закона N 14-ФЗ, о чем будут внесены соответствующие изменения в ЕГРЮЛ, ООО сможет определиться, имеет ли оно право на применение УСН. Это связано с тем, что соответствующие изменения приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации (п. 6 ст. 24 Закона N 14-ФЗ).

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Давыдова Ольга

У организации имеются на балансе 2 артезианских скважины, есть лицензия на пользование недрами на 25 лет, и организация сдает декларацию по водному налогу. Водозаборный узел находится в удовлетворительном техническом состоянии и не эксплуатируется организацией, добыча подземных вод не осуществляется. В 2024 году было принято решение о ликвидации скважин и отзыве лицензии.

Какие документы необходимо подать в налоговую инспекцию, чтобы не предоставлять декларацию по водному налогу?

Ни законодательство, ни НПА не содержат перечня или указания на необходимость предоставления в ИФНС определенных документов, связанных с прекращением обязанности налогоплательщика уплаты водного налога и предоставления деклараций по нему.

В письмах Минфина России от 25.03.2019 N 03-06-05-02/20367, от 23.10.2013 N 03-06-06-02/44478, ФНС России от 23.04.2012 N ЕД-4-3/6790@ чиновники указывали, что организация является плательщиком водного налога до истечения срока действия лицензии на водопользование или до переоформления права пользования водными объектами в соответствии с требованиями Водного кодекса РФ. Подобный подход разделяли и судьи (смотрите, например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 04.02.2010 N Ф07-13622/2009, от 28.06.2010 N А21-8850/2009).

С целью предупреждения возможных претензий проверяющих и разногласий с контролирующими органами целесообразно письменно уведомить налоговый орган о факте ликвидации скважины, а следовательно, об отсутствии условий для признания ее налогоплательщиком водного налога. Сделать это можно в произвольной форме.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Мозалева Наталья

Ответ прошел контроль качества

В отчетности по РСВ и 6-НДФЛ указаны неактуальные паспортные данные. Был получен новый паспорт, но работник не сообщил об этом. Нужно ли подавать уточненную отчетность?

При обнаружении налоговым агентом в поданном им в налоговый орган расчете факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих в том числе к завышению суммы НДФЛ, подлежащей перечислению, налоговый агент обязан внести необходимые изменения и представить в налоговый орган уточненный расчет (п. 6 ст. 81 НК РФ).

По мнению ФНС России, к недостоверным сведениям можно отнести: любые заполненные реквизиты РСВ и 6-НДФЛ, не соответствующие действительности, это могут быть любые ошибки, допущенные налоговым агентом (плательщиками страховых взносов) при заполнении персональных данных налогоплательщика, в кодах доходов и вычетов, суммовых показателях и т.д. (п. 3 письма ФНС РФ от 09.08.2016 N ГД-4-11/14515, апелляционное определение СК по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 01.06.2021 по делу N 33-11770/2021).

За предоставление недостоверных сведений организация может быть привлечена к ответственности по п. 1 ст. 126.1 НК РФ.

Что касается РСВ, то из пп. 4.1-4.2 ст. 80 и п. 7 ст. 431 НК РФ следует, что расчет считается непредставленным, в частности, если в расчете указаны недостоверные персональные данные, идентифицирующие застрахованных физических лиц.

Согласно п. 1 ст. 84 НК РФ к персональным данным относятся, в частности:

— фамилия, имя, отчество;

— данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность налогоплательщика.

За непредставление декларации (расчета по страховым взносам) или за ее подачу позже установленного срока применяются санкции в соответствии с НК РФ, КоАП РФ: п. 1 ст. 119 НК РФ, ст. 15.5 КоАП РФ.

С учетом сказанного, считаем, что в рассматриваемом случае необходимо представить уточненные 6-НДФЛ и РСВ.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

Ответ прошел контроль качества

В соответствии с ФСБУ 4/2023 «Бухгалтерская (финансовая) отчетность» необходимо ли составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность (пункт 55 ФСБУ 4/2023)?

Как разъяснил Минфин РФ (смотрите Информационное сообщение Минфина России от 26.03.2024 N ИС-учет-50) ФСБУ 4/2023 не регулирует случаи составления годовой и промежуточной бухгалтерской отчетности. Общий подход к определению таких случаев установлен Федеральным законом «О бухгалтерском учете».

В силу ч. 4 ст. 13 Закона N 402-ФЗ формировать промежуточную отчетность в обязательном порядке необходимо в случаях, когда обязанность ее представления установлена:

1) законодательством Российской Федерации;

2) нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета;

3) договорами экономического субъекта;

4) учредительными документами экономического субъекта;

5) решениями собственника экономического субъекта.

Следовательно, если организация не подпадает ни под один из указанных выше случаев, то есть ни один из договоров с контрагентами, ни решение собственников, ни законодательство не устанавливает обязанности представления промежуточной отчетности, составлять ее не требуется.

Подробнее о случаях, когда необходимо составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность, смотрите в Энциклопедии решений. Промежуточная бухгалтерская отчетность (сентябрь 2024).

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Косарева Ираида

Ответ прошел контроль качества

Организация на ОСН получает субсидии на возмещение части фактически произведенных затрат, понесенных на уплату основного долга и процентов по кредитам.

Один из объектов строительства был введен в эксплуатацию 24.11.2023. Субсидия была получена только на частичную компенсацию затрат, в связи с чем была определена доля этой субсидии к сумме капитальных затрат на объект, введенный в эксплуатацию, для принятия в доходах в части начисленной амортизации.

С января 2024 года организация начала признавать субсидию в доходах в части начисленной амортизации. 12 июля 2024 года в отношении объекта закончены работы по достройке, соответственно, принятый процент (доля полученной субсидии к сумме капитальных затрат на объект, введенный в эксплуатацию) изменился.

Измененный процент нужно применять, то есть пересчитать доходы в части начисленной амортизации, с даты окончания достройки объекта (с 12.07.2024) или с даты ввода объекта в эксплуатацию (24.11.2023)?

Правила формирования в бухгалтерском учете информации о получении и использовании государственной помощи, предоставляемой коммерческим организациям (кроме кредитных организаций и организаций государственного сектора), устанавливает ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи».

Случаи, когда данный документ не применяется, перечислены в п. 3 обозначенного положения.

Если в описанной ситуации бухучет формируется в порядке, установленном ПБУ 13/2000, то следует учитывать, что списание бюджетных средств со счета учета целевого финансирования производится на систематической основе. В частности, суммы бюджетных средств на финансирование капитальных затрат списываются:

— или по мере начисления амортизации на протяжении срока полезного использования внеоборотных активов, подлежащих амортизации;

— или в течение периода признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления бюджетных средств на приобретение внеоборотных активов, не подлежащих амортизации.

При этом целевое финансирование учитывается при вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию в качестве доходов будущих периодов с последующим отнесением в течение срока полезного использования объектов внеоборотных активов по мере начисления амортизации на финансовые результаты организации.

Таким образом, субсидия на финансирование капитальных затрат в бухгалтерском учете включается в состав доход постепенно — в течение СПИ по мере начисления амортизации. Размер дохода равен сумме начисленной амортизации в части, профинансированной за счет бюджетных средств.

Аналогичный порядок признания дохода применяется и при исчислении налога на прибыль.

При применении метода начисления средства в виде субсидий, за исключением указанных в ст. 251 НК РФ либо полученных в рамках возмездного договора, признаются в составе внереализационных доходов в порядке, определенном п. 4.1 ст. 271 НК РФ.

Так, субсидии, полученные на финансирование расходов, связанных с приобретением, созданием, реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением амортизируемого имущества, приобретением имущественных прав, учитываются по мере признания расходов, фактически осуществленных за счет этих средств.

Согласно подп. «а» п. 33 ФСБУ 6/2020 начисление амортизации объекта основных средств начинается с даты его признания в бухгалтерском учете. По решению организации допускается начинать начисление амортизации с первого числа месяца, следующего за месяцем признания объекта основных средств в бухгалтерском учете. При выборе второго варианта амортизация с учетом затрат по достройке в бухгалтерском учете начинает начисляться с 1-го числа месяца, следующем за месяцем, в котором закончены работы по достройке. В налоговом учете доступен только такой вариант.

В силу п. 4 ст. 259 НК РФ начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества, в том числе по объектам основных средств, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством РФ, начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию, независимо от даты его государственной регистрации.

Для определения величины доходов в виде субсидии измененный процент нужно применять к амортизации, начисленной с учетом первоначальной стоимости, увеличенной на сумму затрат по достройке. Если амортизация с учетом затрат по достройке начинает начисляться с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором закончены работы по достройке (с 01.08.2024), то для определения величины доходов в виде субсидии измененный процент нужно применять начиная с амортизации, начисленной с указанной даты (то есть с амортизации за август).

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Давыдова Ольга

Ответ прошел контроль качества

Как рассчитывается налог на имущество физических лиц в г. Москве в отношении квартиры, а также коэффициент к налоговому периоду по ней за 2023 год (на примере квартиры площадью 30 кв. м с периодом владения с 1 октября 2022 года и кадастровой стоимостью 900 000 руб.)?

Формула для расчета налога на имущество физических лиц:

СНифл = НБ х С,

где:

СНифл — сумма налога на имущество физических лиц (за налоговый период) (руб.);

НБ — налоговая база, определенная в соответствии со ст. 403 НК РФ;

С — ставка налога на имущество физических лиц.

В общем случае налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей.

При расчете налоговой базы исходя из кадастровой стоимости имущества также используются налоговые вычеты — уменьшение налоговой базы. Вычет предоставляется в отношении четырех видов объектов налогообложения в размерах, установленных пунктами 3-6 ст. 403 НК РФ: по квартире, части жилого дома — кадастровая стоимость 20 кв. м. общей площади этой квартиры, части жилого дома.

Физическое лицо имеет на праве собственности квартиру площадью 30 кв. м кадастровой стоимостью 900 000 руб. Ставка налога — 0,1% от кадастровой стоимости (смотрите ст. 1 закона г. Москвы от 19.11.2014 N 51 «О налоге на имущество физических лиц»). Квартира приобретена в собственность с 1 октября 2022 года.

Кадастровая стоимость квадратного метра квартиры:

900 000 руб. : 30 кв. м = 30 000 руб.

Сумма налогового вычета:

30 000 руб. х 20 кв. м = 600 000 руб.

Налоговая база составит:

900 000 руб. — 600 000 руб. = 300 000 руб.

Сумма налога за 2023 год составит:

300 000 руб. х 0,1% = 300 руб.

Что касается коэффициента к налоговому периоду, то согласно п. 8.1 ст. 408 НК РФ в случае, если сумма налога, исчисленная из кадастровой стоимости объекта (без учета положений пунктов 4, 5, 6 ст. 408 НК РФ), превышает сумму налога, исчисленную исходя из кадастровой стоимости в отношении этого объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4-6 ст. 408 НК РФ) за предыдущий налоговый период (предыдущий год) с учетом коэффициента 1,1, сумма налога подлежит уплате в размере, равном сумме налога, исчисленной исходя из кадастровой стоимости этого объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4, 5, 6 ст. 408 НК РФ) за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1, а также с учетом положений пунктов 4, 5, 6 ст. 408 НК РФ, примененных к налоговому периоду, за который исчисляется сумма налога.

Данный коэффициент введен в целях ограничения ежегодного роста налога для физических лиц не более чем на 10% по сравнению с предшествующим годом.

Для расчета налога можно воспользоваться калькулятором, размещенном на официальном сайте ФНС России:

https://www.nalog.gov.ru/rn77/service/nalog_calc/.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

Ответ прошел контроль качества

Каковы различия и особенности применения подп. 1 п. 3 ст. 284 и подп. 1.5 п. 3 ст. 284 НК РФ? В каких случаях может возникнуть право на применение подп. 1.5 п. 3 ст. 284 НК РФ?

Согласно подп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ нулевая ставка применяется по доходам, полученным российскими организациями в виде дивидендов при условии, что на день принятия решения о выплате дивидендов (на день принятия решения о выходе из организации или ликвидации организации соответственно) получающая дивиденды организация в течение не менее 365 календарных дней непрерывно владеет на праве собственности не менее чем 50%-м вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов, в сумме, соответствующей не менее 50% общей суммы выплачиваемых организацией дивидендов.

Таким образом, для применения подп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ должна отвечать определенным условиям российская организация — получатель дивидендов (материнская компания). При этом в качестве организации, выплачивающей дивиденды, может выступить как российская, так и иностранная (отвечающая определенным условиям) компания.

В соответствии с подп. 1.5 п. 3 ст. 284 НК РФ, введенным с 01.01.2024 Федеральным законом от 27.11.2023 N 539-ФЗ, нулевая ставка применяется по доходам, полученным российскими организациями в виде дивидендов по акциям (долям) российской организации при условии, что на день принятия решения о выплате дивидендов (на день принятия решения о выходе из организации или ликвидации организации соответственно) выплачивающая дивиденды организация в течение не менее 365 календарных дней непрерывно владеет на праве собственности не менее чем 50%-м вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) получающей дивиденды организации.

Положения обозначенного подпункта применяются при условии, что денежные средства в размере дивидендов по акциям (долям) российской организации выплачены получившей их российской организацией в адрес выплачивающей такие дивиденды российской организации в течение 120 календарных дней, следующих за днем получения, в виде дивидендов и (или) в виде имущества, имущественных прав безвозмездно в соответствии с подп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ.

Таким образом, для применения подп. 1.5 п. 3 ст. 284 НК РФ должна отвечать определенным условиям российская организация, выплачивающая дивиденды:

— она должна быть участником российской организации — получателя дивидендов;

— доля такого участия должна составлять не менее чем 50%;

— срок владения должен составлять не менее 365 календарных дней подряд.

При этом размер доли участия российской организации — получателя дивидендов в организации, выплачивающей дивиденды, а также срок владения этой долей не важны.

Однако должно выполняться другое условие: ранее в течение 120 календарных дней организация — получатель дивидендов должна была выплатить организации, выплатившей дивиденды, денежные средства (в размере полученных дивидендов) в виде дивидендов и (или) в виде имущества, имущественных прав безвозмездно в соответствии с подп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Давыдова Ольга

Ответ прошел контроль качества

Организация приняла на работу гражданина Республики Беларусь. Он работает по трудовому договору, но дистанционно. То есть постоянно находится на территории Республики Беларусь. Заработная плата выплачивается в российских рублях.

Нужно ли уплачивать НДФЛ и страховые взносы с его заработной платы? По каким ставкам?

Согласно подп. 6.2 п. 1 ст. 208 НК РФ к доходам от источников в Российской Федерации относится вознаграждение и иные выплаты при выполнении дистанционным работником трудовой функции дистанционно по договору с работодателем, являющимся российской организацией.

То есть данный доход облагается НДФЛ (смотрите письма Минфина России от 02.10.2023 N 03-04-09/93359, ФНС России от 13.11.2023 N ЗГ-3-11/14749).

В отношении указанных доходов, полученных физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, в соответствии с абзацем 10 п. 3 и п. 3.1 ст. 224 НК РФ в редакции Федерального закона N 389-ФЗ налоговая ставка установлена в следующих размерах:

— 13 процентов — если сумма соответствующих доходов за налоговый период составляет менее пяти миллионов рублей или равна пяти миллионам рублей;

— 650 тысяч рублей и 15 процентов суммы соответствующих доходов, превышающей пять миллионов рублей, — если сумма соответствующих доходов за налоговый период составляет более пяти миллионов рублей.

Смотрите Вопрос: ООО планирует заключить договор ГПХ с гражданином Белоруссии. Работа будет удаленная, то есть работник в РФ физически находиться не будет. По какой ставке необходимо удерживать НДФЛ? Будет ли выплата по такому договору облагаться страховыми взносами? (ответ Горячей линии ГАРАНТ, март 2024 г.)

Выплаты гражданам Белоруссии за работы (услуги), выполненные (оказанные) ими в РФ на основании гражданских или трудовых договоров, по общему правилу облагаются взносами на ОПС, ОМС и ВНиМ. Взносы на травматизм в случае заключения гражданско-правового договора уплачиваются, только если это прямо предусмотрено договором с исполнителем.

Страховые взносы на выплаты, произведенные российской организацией по дистанционному договору сотруднику, работающему и проживающему в Республике Беларусь, в любом случае не будут облагаться страховыми взносами, если этот сотрудник подаст заявление, чтобы его страхование осуществлялось по законодательству Беларуси.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Подкопаев Михаил

Ответ прошел контроль качества

ООО «Р» (на общей системе налогообложения) занимается производством продукции. Реализацией занимаются несколько ИП, работающие на патенте.

Можно ли создать аутсорсинговую фирму для ведения учета всех ИП на территории ООО «Р», сдать ей площади в аренду? Можно ли перевести сотрудников бухгалтерии ООО «Р» в аутсорсинговую фирму? Как быть в таком случае с IP-адресом? Будет ли считаться, что происходит дробление бизнеса?

Налоговым кодексом не установлен перечень признаков искусственного дробления бизнеса, в каждом конкретном случае все зависит от совокупности обстоятельств. ФНС России сформулирован ряд признаков и обстоятельств, которые могут свидетельствовать об искусственном дроблении бизнеса с целью ухода от уплаты налогов. Их наличие или отсутствие надо учитывать, но на практике признаками дробления могут признать и иные.

Так, в письме ФНС России от 29.12.2018 N ЕД-4-2/25984 приведены принципы определения схемы разделения (дробления) бизнеса (следует также учитывать письма ФНС России от 02.05.2023 N КЧ-4-7/5569, от 31.10.2017 N ЕД-4-9/22123, от 11.08.2017 N СА-4-7/15895@ и др). Характерными признаками таких схем являются (смотрите информацию ФНС России от 11.12.2019):

— наличие единого контролирующего лица;

— дробление единого процесса;

— отсутствие самостоятельности у подконтрольных лиц при принятии решений;

— использование общих ресурсов (сотрудников, основных средств, нематериальных активов) и наличие общих контрагентов;

— формальное распределение ресурсов или их безвозмездное предоставление.

Основные признаки искусственного дробления бизнеса на основе судебной практики:

— фактическое нахождение компаний, их филиалов по одному адресу (смотрите постановление АС Северо-Кавказского округа от 25.01.2020 N Ф08-12464/19);

— наличие счетов в одной кредитной организации (смотрите определение ВС РФ от 12.10.2020 N 302-ЭС20-14724);

— использование одного IP-адреса для представления налоговой отчетности (смотрите постановление АС Поволжского округа от 04.06.2020 N Ф06-61054/20);

— наличие одинаковых телефонов и адресов установки ПО «Банк-Клиент» (смотрите постановление АС Северо-Западного округа от 20.01.2020 N Ф07-16967/19);

— наличие доступа к ключам с электронно-цифровой подписью у одних и тех же физических лиц (смотрите постановление АС Дальневосточного округа от 30.01.2019 N Ф03-6025/18);

— размещение информации о связи между компаниями в Интернете (смотрите определение ВС РФ от 28.11.2019 N 301-ЭС19-21588);

— идентичная вывеска (логотип) у различных компаний — работа на рынке под единым брендом, наличие единого сайта для всех компаний, несение затрат (в первую очередь рекламных) одним юридическим лицом в интересах всей группы компаний (смотрите постановление АС Восточно-Сибирского округа от 16.01.2020 N Ф02-7019/19);

— осуществление руководства компаниями одним лицом, наличие учредителя (руководителя) в штате другой компании (смотрите постановление АС Северо-Кавказского округа от 25.01.2020 N Ф08-12464/19);

— фактическое исполнение трудовых обязанностей работниками одной компании в другой и иные «пересечения» штата сотрудников (смотрите постановление АС Московского округа от 09.10.2019 N Ф05-13002/19);

— отсутствие у компаний, входящих в группу, собственных активов для ведения деятельности (смотрите определение ВС РФ от 30.12.2019 N 306-ЭС19-23911);

— менеджеры по продажам, осуществляющие перераспределение товарных потоков на конкретного покупателя (смотрите письмо ФНС России от 19.01.2016 N СА-4-7/465@).

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Подкопаев Михаил

Ответ прошел контроль качества

У организации есть филиалы, которые зарегистрированы как обособленные подразделения. Внутри филиалов несколько КПП.

Часть работников филиала переходит в другой филиал (тоже обособленное подразделение). То есть закрытия филиала и открытия нового филиала не происходит.

Надо ли подать форму 6-НДФЛ (как при закрытии филиала)?

Согласно п. 3 ст. 55 НК РФ налоговый период прекращается в случае реорганизации, ликвидации организации (обособленного подразделения). В рассматриваемом случае не происходит ликвидации организации (обособленного подразделения), то есть течение налогового периода продолжается для филиалов организации без изменений.

Так, согласно п. 1 ст. 230 НК РФ налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, предоставленных физическим лицам налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов в регистрах налогового учета.

На основании п. 2 ст. 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту учета по формам, форматам и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов:

— расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, за первый квартал, полугодие, девять месяцев — не позднее 25-го числа месяца, следующего за соответствующим периодом, за год — не позднее 25 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом;

— документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленных и удержанных налоговым агентом за этот налоговый период по каждому физическому лицу (за исключением случаев, при которых могут быть переданы сведения, составляющие государственную тайну), — не позднее 25 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

До перевода работников выплаты им производит первый филиал, после перевода второй филиал.

Соответственно, первый филиал осуществленные работникам до перевода выплаты включает в свою отчетность, в том числе в отчетность за полугодие, 9 месяцев, год, поскольку Расчет по форме 5-НДФЛ представляется нарастающим итогом до конца года.

По окончании года этот филиал представляет Сведения о доходах физических лиц на этих работников, включив туда выплаты, которые он произвел им до перевода.

Второй филиал в Расчет по форме 6-НДФЛ включает выплаты этим работникам, которые произведены этим филиалом. Также он по окончании года представляет Сведения о доходах физических лиц на этих работников, включив туда выплаты, которые он произвел им после перевода.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Подкопаев Михаил

Ответ прошел контроль качества

Организация работает по давальческой схеме, предоставляет услуги по переработке давальческого сырья.

Как вести бухгалтерский и налоговый учет?

Если организация оказывает услуги по переработке давальческого сырья, то исходим из того, что она является подрядчиком.

Бухгалтерский учет

Поскольку при передаче сырья в переработку право собственности на материалы остается у заказчика, переработчик не может отражать их на своем балансе.

Давальческое сырье учитывается у переработчика на забалансовом счете 003 «Материалы, принятые в переработку» в оценке, либо предусмотренной в договоре, либо согласованной с их собственником.

Если право собственности на изготовленную продукцию не принадлежит организации, следует использовать забалансовый счет 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение». При этом продукция учитывается по стоимости, состоящей из стоимости давальческого сырья и фактических затрат на переработку.

На забалансовом счете 002 также учитываются в условной оценке (до момента возврата) возвращаемые давальцу по условиям договора отходы.

Расходы переработчика на изготовление продукции из давальческого сырья (стоимость собственных вспомогательных материалов переработчика, заработная плата с начисленными страховыми взносами, общехозяйственные расходы и т.п.) являются расходами по обычным видам деятельности (п. 5 и п. 9 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).

Выручка от выполнения работ (оказания услуг) по переработке сырья признается переработчиком в составе доходов от обычных видов деятельности на дату подписания сторонами акта приемки-сдачи выполненных работ, оказанных услуг (пп. 5, 6, 12 ПБУ 9/99 «Доходы организации») (полный текст смотрите в материале: Переработка давальческих материалов (К.С. Стриж, журнал «Налог на прибыль: учет доходов и расходов», N 6, июнь 2021 г.)).

Смотрите Вопрос: Каков порядок бухгалтерского учета у заказчика (давальца) и исполнителя (переработчика) по давальческому договору? (ответ Горячей линии ГАРАНТ, август 2024 г.)

Налог на прибыль

В налоговом учете стоимость полученного для переработки сырья в расходы не включается, так как это сырье переработчику не принадлежит и затрат по приобретению этого сырья переработчик не несет.

Выручка от реализации работ по договору подряда признается доходом от реализации, который определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные работы, выраженных в денежной форме, за вычетом НДС (п. 1 ст. 248 НК РФ, пункты 1, 2 ст. 249 НК РФ).

При применении метода начисления выручка по договору подряда признается доходом от реализации на дату подписания с заказчиком акта выполненных работ (п. 1 ст. 249, п. 3 ст. 271 НК РФ). Таким образом, для целей исчисления налоговой базы по налогу на прибыль организаций датой возникновения дохода от реализации работы, услуги является факт оказания работы, услуги. Выручка от реализации подлежит признанию при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль на дату оказания услуг, выполнения работ (смотрите также письма Минфина России от 15.04.2021 N 03-03-06/1/28130, от 01.02.2019 N 03-07-11/5795).

Как правило, сумма дохода признается на дату подписания заказчиком акта приемки-сдачи выполненных работ (смотрите письма УФНС России по г. Москве от 23.12.2009 N 16-15/136075, от 02.09.2008 N 20-12/083102, от 19.09.2007 N 20-12/089262, от 13.09.2006 N 20-12/81106, от 28.04.2006 N 09-14/34513).

При этом в п. 2 ст. 271 НК РФ определено, что по доходам, относящимся к нескольким отчетным (налоговым) периодам, доходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.

При методе начисления расходы, связанные с выполнением работ по договору подряда, признаются в порядке, установленном ст. 318 НК РФ.

НДС

В соответствии с п. 5 ст. 154 НК РФ налоговая база по НДС при реализации услуг по производству товаров из давальческого сырья (материалов) определяется как стоимость их обработки, переработки или иной трансформации с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения НДС.

Таким образом, налоговая база по НДС у налогоплательщика — переработчика давальческого сырья определяется как стоимость переработки, предусмотренная договором. Непосредственно стоимость давальческого сырья в налоговую базу у перерабатывающей организации не включается.

Согласно п. 1 ст. 167 НК РФ моментом определения налоговой базы по НДС является наиболее ранняя из следующих дат:

— день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;

— день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

На основании п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией работ признается передача результатов выполненных работ одним лицом другому лицу. Документом, подтверждающим сдачу результатов работ, является акт сдачи-приемки работ. В связи с этим в случае отсутствия предварительной оплаты моментом определения налоговой базы по НДС следует считать дату подписания акта сдачи-приемки работ заказчиком (выполнения работ) (смотрите письма Минфина России от 01.02.2019 N 03-07-11/5795, от 16.03.2011 N 03-03-06/1/141, от 07.10.2008 N 03-07-11/328, от 11.03.2005 N 03-04-05/02).

Налогоплательщик (в том числе являющийся налоговым агентом) обязан составлять счета-фактуры, вести книгу покупок и книгу продаж в соответствии с п. 3 ст. 169 НК РФ и правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137.

Согласно п. 3 ст. 168 НК РФ при реализации работ счета-фактуры выставляются не позднее пяти дней со дня выполнения работ.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Подкопаев Михаил

Ответ прошел контроль качества

Договор о ремонте заключен с НДС 20%, который указан в форме КС-3 и в счете-фактуре.

Надо ли указывать НДС и в форме КС-2?

Акт по форме N КС-2 составляется для приемки выполненных подрядчиком строительно-монтажных работ. Он может быть составлен подрядчиком в одностороннем порядке, но только если заказчик уклоняется от его подписания (ст. 753 ГК РФ).

Унифицированные формы первичной учетной документации по капитальному строительству и ремонтным работам утверждены постановлением Росстата от 11.11.1999 N 100. В нем содержатся формы N КС-2 «Акт о приемке выполненных работ» и N КС-3 «Справка о стоимости выполненных работ и затрат». Эти формы заполняются организациями всех форм собственности.

В настоящее время эти Унифицированные формы не являются обязательными, но можно предусмотреть их использование в учетной политике в качестве первичного учетного документа.

Без этих первичных документов подрядчик не может отразить в бухучете выручку от реализации строительно-монтажных работ. Гражданским кодексом предусмотрена сдача результата работ подрядчиком и приемка их заказчиком в письменном виде, т.е. оформляется акт, который должен быть подписан обеими сторонами. В качестве такого акта используется форма N КС-2 «Акт о приемке выполненных работ». Этот акт применяется для приемки выполненных подрядных строительно-монтажных работ производственного, жилищного, гражданского и других назначений.

В форме КС-2, содержащейся в альбоме унифицированных форм, отдельной строки для выделения суммы НДС не предусмотрено. Однако организация по своему усмотрению может вносить в утвержденные формы документов дополнительные реквизиты, например добавить строку «НДС 20%» и указать итоговую сумму с НДС, тем более, повторим, необязательно сейчас применять именно унифицированную форму.

Изменения в формах первичных документов необходимо закрепить в организационно-распорядительных документах организации, например утвердить приказом руководителя. Разъяснения о порядке применения унифицированных форм первичной учетной документации приведены в постановлении Госкомстата России от 24 марта 1999 г. N 20.

На основании данных акта о приемке выполненных работ (форма КС-2) составляется справка о стоимости выполненных работ (форма КС-3). Данная форма применяется для расчетов с заказчиком за выполненные работы. Так как основанием для составления формы КС-3 является форма КС-2, то суммы, указанные в этих формах, должны совпадать, т.е. отражается одна и та же стоимость выполненных работ, включающая в том числе НДС.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Подкопаев Михаил

Ответ прошел контроль качества

Обязан ли ИП (находится на УСН с объектом налогообложения «доходы») представлять подтверждающие документы в связи с приобретением товаров для перепродажи?

Директор покупает товары на сервисе объявлений «Авито», но там нет возможности получать подтверждающие документы. Планируется зарегистрировать директора в качестве ИП и покупать товары уже у этого ИП для перепродажи от организации на ОСН.

Какие могут возникнуть проблемы в связи с этим?

В соответствии со ст. 346.24 НК РФ налогоплательщики на УСН обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (при этом не сделано исключения для налогоплательщиков на УСН с объектом налогообложения «доходы»).

Таким образом, порядок отражения в данной Книге доходов и расходов установлен порядком заполнения данной книги.

С 01.01.2024 Книга ведется в соответствии с приказом ФНС России от 07.11.2023 N ЕА-7-3/816@.

Согласно п. 11 Порядка заполнения Книги в графе 5 раздела I указываются расходы, поименованные в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Но здесь же указано, что в обязательном порядке данная графа заполняется только налогоплательщиком, применяющим упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов.

Такой налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, в графе 5 раздела I обязан отразить:

— фактически осуществленные расходы, предусмотренные условиями получения выплат на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

— фактически осуществленные расходы за счет средств финансовой поддержки в виде субсидий, полученных в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

К сведению:

Аналогичный порядок применялся до 01.01.2024 в соответствии с приказом Минфина России от 22.10.2012 N 135н.

Налоговый учет иных расходов такой налогоплательщик вправе не вести, хотя может это делать. Ему нет необходимости подтверждать произведенные расходы.

Например, можно отразить расходы по основным средствам, поскольку это имеет значение для возможности применения УСН (но необязательно, контроль за общей суммой стоимости основных средств можно вести отдельно).

Также стоит иметь в виду, что организации, применяющие УСН (в том числе с объектом налогообложения «доходы»), в целях бухгалтерского учета не освобождаются от обязанности по подтверждению фактически произведенных расходов первичными документами, оформленными в соответствии с требованиями, предъявляемыми законодательством (смотрите письмо ФНС России от 23.07.2021 N ЗГ-2-2/1090@).

Отметим, что, по нашим данным, ИП может зарегистрироваться на сервисе объявлений «Авито», как и юридическое лицо, в качестве компании, что позволяет получать подтверждающие документы.

Также надо учесть, что хотя необязательно иметь подтверждающие документы в целях исчисления налога на УСН, но наличие таких документов важно в других случаях.

Например, если средства выданы под отчет директору или другому физическому лицу. Необходимо будет подтвердить, что расходы произведены подотчетником в интересах ООО, чтобы эти средства не включались в доход подотчетника.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Подкопаев Михаил

Ответ прошел контроль качества

Может ли индивидуальный предприниматель применять пониженную ставку при применении УСН в случае, если ставка устанавливается при осуществлении того вида деятельности, который в ЕГРИП заявлен не был в течение налогового периода, при этом деятельность велась (доля дохода свыше 70%)?

Соответствующий код ОКВЭД заявлен в ЕГРИП в следующем налоговом периоде. Речь идет о ч. 4.2 ст. 6 закона Республики Саха (Якутия) от 7 ноября 2013 г. 1231-З N 17-V.

Согласно ч. 4.2 ст. 6 закона Республики Саха (Якутия) от 7 ноября 2013 г. 1231-З N 17-V «О налоговой политике Республики Саха (Якутия)» установлена для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (в случае, если объектом налогообложения являются доходы), налоговая ставка в размере один процент при осуществлении определенных видов деятельности, перечисленных в этой части с указанием кодов ОКВЭД.

В соответствии с ч. 4.3 ст. 6 закона Республики Саха (Якутия) от 7 ноября 2013 г. 1231-З N 17-V эта ставка применяется налогоплательщиками, выручка которых от реализации товаров (работ, услуг) по указанным в ч. 4.2 указанной статьи видам экономической деятельности за налоговый период составляет не менее 70 процентов от общей суммы выручки.

Других ограничений для применения данной ставки нет. В том числе нет условия, чтобы соответствующий вид деятельности был обозначен в ЕГРИП.

Таким образом, ее можно применять, если фактически были получены доходы по перечисленным в ч. 4.2 ст. 6 закона Республики Саха (Якутия) от 7 ноября 2013 г. 1231-З N 17-V видам деятельности.

Отметим, что в арбитражной практике имеется позиция, в соответствии которой отсутствие у ИП вида деятельности не влияет на порядок налогообложения полученного дохода, так как не является запретом на ведение данного вида деятельности (смотрите, например, постановления ФАС Поволжского округа от 09.09.2020 N Ф06-64292/20 по делу N А06-1512/2019 (определением ВС РФ от 03.12.2020 N 306-ЭС20-18678 решение оставлено в силе), АС Западно-Сибирского округа от 17.06.2019 N Ф04-2437/19 по делу N А03-4009/2018; второго ААС от 22.10.2021 N 02АП-7456/21 по делу N А28-16086/2020, АС Центрального округа от 06.04.2017 N Ф10-830/2017 по делу N А09-9807/2016 (определением ВС РФ от 04.08.2017 N 310-КГ17-9553 оставлено в силе), КС РФ от 17.12.1996 N 20-П, президиума ВАС РФ от 29.10.2013 N 6778/13).

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Подкопаев Михаил

Ответ прошел контроль качества

Как налоговому агенту оформить платежное поручение на перечисление НДС?

Особенностей оформления такого платежного поручения нет. Данный НДС перечисляется в составе единого налогового платежа в общие сроки, установленные ст. 174 НК РФ.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Подкопаев Михаил

Ответ прошел контроль качества

Деятельность организации на ОСНО — финансовый лизинг. Организация изъяла у лизингополучателя предмет лизинга — автомобиль.

1. Организация продала автомобиль взаимозависимому лицу.

Нужно ли восстановить амортизационную премию и коэффициент ускоренной амортизации?

2. Далее организация выкупила автомобиль у взаимозависимого лица и снова сдала в финансовый лизинг.

Можно ли в этом случае применять амортизационную премию и коэффициент ускоренной амортизации? Есть ли риск?

1. Амортизационная премия (п. 9 ст. 258 НК РФ) подлежит восстановлению в случае, если ОС — бывший (изъятый) предмет лизинга реализовано взаимозависимому лицу ранее чем по истечении пяти лет с момента его ввода в эксплуатацию.

В свою очередь, требований о восстановлении сумм амортизации, учтенных лизингодателем в расходах с учетом повышающего коэффициента, установленного подп. 1 п. 2 ст. 259.3 НК РФ, в случае последующей реализации бывшего предмета лизинга не установлено.

2. Формально при последующем обратном выкупе имущества и его передаче в лизинг нет прямых ограничений для применения в отношении нового ОС (предмета лизинга) амортизационной премии и повышающего коэффициента (при условии, что ОС не относится к первой-третьей амортизационным группам).

Риски в данном случае, как представляется, могут быть связаны с нарушением общих требований ст. 54.1 НК РФ, если налоговый орган усмотрит и докажет (п. 5 ст. 82 НК РФ) совершение операции исключительно с целью налоговой экономии (без видимого экономического смысла).

Обращаем внимание, что сказанное представляет собой наше экспертное мнение. При наличии сомнений рекомендуем обратиться за разъяснениями в ФНС или Минфин России (подп. 1, 2 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Лазарева Ирина

Ответ прошел контроль качества

Предприятие прекратило производственную деятельность. Количество сотрудников — минимальное. Предприятие продолжает функционировать за счет прочих доходов и расходов. Заведующий складом, являющийся материально ответственным лицом, написал заявление об увольнении по собственному желанию. Проводится инвентаризация. Лицо, принимающее товарно-материальные ценности, не определено, и его не будет.

Каков порядок действий в данной ситуации, учитывая, что из сотрудников остаются генеральный директор по совместительству и главный бухгалтер?

Полагаем, что в описанной ситуации акт передачи материальных ценностей следует оформить на руководителя организации.

В любом случае окончательное решение принимает генеральный директор (руководитель) организации, поскольку именно он выполняет функции единоличного исполнительного органа организации (ст. 273 ТК РФ). Причем в силу ст. 277 ТК РФ руководитель организации несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации.

Под прямым действительным ущербом понимается (ст. 238 ТК РФ):

— реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если последний несет ответственность за сохранность этого имущества);

— необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Давыдова Ольга

Ответ прошел контроль качества

Товар был ввезен в РФ в июле. НДС по косвенным налогам был уплачен в сентябре. В этом же месяце было подано заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.

Верно ли, что если отметку о принятии заявления налоговая инспекция проставит октябрем, то налоговый вычет организация сможет применить только в четвертом квартале?

Порядок применения налоговых вычетов установлен в ст. 172 НК РФ. Вычетам подлежат суммы налога при выполнении условий:

— товар ввезен в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через границу РФ без таможенного оформления;

— товар принят к учету, что подтверждено соответствующими документами;

— товар предназначен для использования в деятельности, облагаемой НДС;

— имеются документы, подтверждающие уплату НДС.

В письмах Минфина России от 02.07.2015 N 03-07-13/1/38180, от 05.09.2012 N 03-07-13/01-47 указано: Для целей принятия к вычету сумм НДС, уплаченных налогоплательщиком по товарам, ввезенным на территорию РФ, документами, подтверждающими право на вычет указанных сумм налога, являются не только документы, подтверждающие фактическую уплату налогоплательщиком налога в бюджет, но и заявление о ввозе товаров с отметкой налогового органа, подтверждающей исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога. В связи с этим право на вычет соответствующих сумм налога возникает у налогоплательщика не ранее периода, в котором НДС по таким товарам уплачен и отражен в соответствующих налоговой декларации и заявлении о ввозе товаров.

Большинство судов, также ссылаясь именно на факт указания на заявлении отметки налогового органа об уплате НДС, приходят к выводу, что оснований для внесения в книгу покупок сведений о налоговых вычетах до получения отметки налогового органа не имеется (смотрите, например, решение АС Брянской области от 22.02.2022 по делу N А09-10354/2019, решение АС Московской области от 11.08.2020 по делу N А41-33472/2020, постановление Седьмого ААС от 07.02.2018 N 07АП-44/18).

Однако можно встретить судебные решения с противоположной точкой зрения (например, постановление АС МО от 23.03.2022 N Ф05-4112/2022 по делу N А41-46701/2021, определение от 03.02.2021 N 301-ЭС20-22471 по делу N А31-12016/2019), согласно которым проставление инспекцией отметки об уплате не может влиять на право заявить к вычету НДС, фактически уплаченного в тот же отчетный период.

Подробнее отрицательную и положительную судебную практику смотрите в материале: Товар из ЕАЭС: о вычете НДС в зависимости от даты отметки инспекции в заявлении о ввозе (журнал «НДС: проблемы и решения», N 6, 2022 г).

В рассматриваемом случае безопасным вариантом будет заявить вычет НДС в четвертом квартале (если не готовы к налоговым спорам).

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Полякова Елизавета

Организация будет являться производителем прицепов, появится обязанность по уплате утилизационного сбора. Каковы проводки по начислению и уплате сбора у производителя, а также налоговый учет? Каков срок уплаты у не крупнейших производителей? Каков порядок отражения операций по получению субсидии от государства по утилизационному сбору?

Утилизационный сбор является неналоговым доходом федерального бюджета (п. 1 ст. 51 БК РФ). Он исчисляется плательщиком самостоятельно и уплачивается за каждое колесное транспортное средство, каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в РФ или произведенные, изготовленные в РФ, в целях обеспечения экологической безопасности (п. 1 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ).

Подробнее об этом смотрите в Энциклопедии решений. Утилизационный сбор в отношении колесных транспортных средств, самоходных машин, прицепов к ним (сентябрь 2024 г.).

Налоговый учет

В налоговом учете расходы, связанные с уплатой утилизационного сбора, следует отнести к расходам, связанным с производством и реализацией, и включить в состав прочих расходов.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (п. 2 ст. 8 НК РФ). Таким образом, сбор взимается за совершение соответствующими органами юридически значимых действий в отношении плательщика. Исходя из теории права, юридически значимыми действия признаются в том случае, если они влекут за собой правовые последствия.

В данном случае налоговый орган контролирует порядок исчисления и уплаты утилизационного сбора, в том числе проставляет отметку на бланке паспорта транспортного средства об уплате утилизационного сбора (напомним, что крупнейшие производители отметку делают самостоятельно). Однако сбор уплачивается не за названные операции, а в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации колесных транспортных средств (шасси). В связи с этим, по нашему мнению, расходы на уплату утилизационного сбора учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе прочих расходов на основании подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Бухгалтерский учет

Утилизационный сбор не является налоговым сбором, однако относится к обязательным платежам. Необходимость его уплаты, по сути, не связана непосредственно с производственным процессом, однако это затраты, возникновение которых обусловлено осуществлением производства транспортных средств, значит, их следует включить в себестоимость промышленной продукции.

Затраты, связанные с уплатой утилизационного сбора, являются общехозяйственными расходами и включаются в себестоимость произведенных, изготовленных транспортных средств.

Смотрите материал: Утилизационный сбор: организация учета производителями ТС (О.В. Давыдова, «Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение», N 2, февраль 2014 г.).

Специальные (конкретные) сроки для уплаты утилизационного сбора производителями, которые не относятся к крупнейшим, не установлены Правилами взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2013 г. N 1291.

Но без уплаты сбора транспортное средство надлежащим образом оформлено не будет, и зарегистрировать его будет нельзя.

То есть в какой момент уплатить утилизационный сбор, производитель решает самостоятельно (исходя из того, что на бланке паспорта транспортного средства должна присутствовать отметка об уплате сбора).

Получается, что расход в виде утилизационного сбора должен быть признан в учете до того, как у предприятия возникает непосредственная обязанность по его уплате. В то же время обладание информацией о необходимости в будущем уплатить утилизационный сбор означает, что обязательство как таковое уже есть.

На основании п. 4 ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы обязательство организации с неопределенной величиной и (или) сроком исполнения признается оценочным (в МСФО (IAS) 37 данное обязательство называется резервом). Пунктом 5 ПБУ 8/2010 предусмотрено, что оценочное обязательство признается в бухгалтерском учете при одновременном соблюдении следующих условий:

— у организации существует обязанность, явившаяся следствием прошлых событий ее хозяйственной жизни, исполнения которой организация не может избежать. Понятие «прошлое событие» также раскрывается в МСФО (IAS) 37. Согласно п. 17 этого документа прошлое событие, приводящее к возникновению существующего обязательства, называется обязывающим событием. В свою очередь, для того чтобы событие считалось обязывающим, необходимо, чтобы предприятие не имело реалистичной альтернативы урегулированию обязательства, созданного данным событием. Это возможно, например, в случае, когда урегулирование обязательства может быть произведено в принудительном порядке в соответствии с законодательством;

— уменьшение экономических выгод организации, необходимое для исполнения оценочного обязательства, вероятно;

— величина оценочного обязательства может быть обоснованно оценена.

Оценочные обязательства отражаются на счете учета резервов предстоящих расходов (это счет 96).

Таким образом, затраты, связанные с необходимостью уплаты утилизационного сбора, отражаются в бухгалтерском учете по дебету счета 26 в корреспонденции с кредитом счета 96.

Смотрите также материал: Утилизационный сбор: организация учета производителями ТС (О.В. Давыдова, «Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение», N 2, февраль 2014 г.).

Соответственно, в бухгалтерском учете предприятия должны быть отражены следующие записи:

Дебет 26 Кредит 96

— затраты, связанные с необходимостью уплаты утилизационного сбора, включены в состав общехозяйственных расходов, сформировано оценочное обязательство;

Дебет 20 Кредит 26

— затраты на уплату утилизационного сбора в составе общехозяйственных расходов списаны на расходы по основному производству.

В периоде уплаты сбора:

Дебет 96 Кредит 68 (76)

— сформирована задолженность перед бюджетом по уплате утилизационного сбора;

Дебет 68 (76) Кредит 51

— перечислены денежные средства на счет Федерального казначейства в счет уплаты утилизационного сбора.

Смотрите также материал: Утилизационный сбор: как уплатить, как учесть (О.О. Кружилина, «Московский бухгалтер», N 6, июнь 2014 г.).

Учет субсидии

Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, определены в ст. 251 НК РФ. Перечень таких доходов является исчерпывающим.

Субсидии, полученные коммерческими организациями на возмещение затрат (в том числе на уплату утилизационного сбора) в этом перечне не поименованы, в связи с чем они учитываются в целях налогообложения прибыли в общеустановленном порядке. Такой вывод представлен в письмах Минфина России от 27.01.2022 N 03-03-06/1/5430, от 18.09.2020 N 03-03-06/1/82002, от 25.01.2018 N 03-03-06/1/4010, от 16.02.2016 N 03-03-06/3/8490, от 10.08.2015 N 03-03-06/1/46070, от 10.06.2015 N 03-03-05/33757, от 29.05.2015 N 03-03-06/31206, от 06.02.2015 N 07-01-06/4983 и др., ФНС России от 30.06.2014 N ГД-4-3/12324@ и др. При этом подчеркивается тот факт, что субсидии, полученные коммерческими организациями, не признаются целевыми поступлениями в понятии, приведенном в подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ (смотрите письмо Минфина России от 02.09.2015 N 03-04-07/50654), в этом перечне не поименованы, в связи с чем они учитываются в целях налогообложения прибыли в общеустановленном порядке. Такой вывод представлен в письмах Минфина России от 27.01.2022 N 03-03-06/1/5430, от 18.09.2020 N 03-03-06/1/82002, от 25.01.2018 N 03-03-06/1/4010, от 16.02.2016 N 03-03-06/3/8490, от 10.08.2015 N 03-03-06/1/46070, от 10.06.2015 N 03-03-05/33757, от 29.05.2015 N 03-03-06/31206, от 06.02.2015 N 07-01-06/4983 и др., ФНС России от 30.06.2014 N ГД-4-3/12324@ и др. При этом подчеркивается тот факт, что субсидии, полученные коммерческими организациями, не признаются целевыми поступлениями в понятии, приведенном в подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ (смотрите письмо Минфина России от 02.09.2015 N 03-04-07/50654).

Таким образом, средства в виде субсидий, предоставленных коммерческим организациям, подлежат учету получателем в составе внереализационных доходов. При этом в силу того обстоятельства, что расходы, на покрытие которых предоставлялись субсидии, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль, дополнительного налогообложения данных субсидий не происходит (смотрите письма Минфина России от 22.11.2018 N 03-03-06/1/84402, от 16.11.2018 N 03-03-06/1/82708, от 20.02.2016 N 03-03-06/1/10109, от 28.01.2015 N 03-03-06/1/3075).

Смотрите Энциклопедию решений. Налоговый учет доходов в виде субсидий (сентябрь 2024 г.).

Учет субсидий осуществляется в соответствии с ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» (п. 4 ПБУ 13/2000).

В бухгалтерском учете субсидия на возмещение текущих затрат (в том числе на уплату утилизационного сбора) включается в прочие доходы в полной сумме.

Дебет 86 Кредит 91-1 — отражена сумма задолженности по субсидии;

Дебет 51 Кредит 86 — получены денежные средства.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Подкопаев Михаил

Ответ прошел контроль качества

Между арендодателем (ИП на УСН) и арендатором (букмекерская контора, налог на игорный бизнес) был заключен договор. Арендодатель сдает в аренду помещение. По условиям договора арендатор может производить неотделимые улучшения, которые являются собственностью арендатора. Было заключено дополнительное соглашение, согласно которому арендатор производит неотделимые улучшения. Арендодатель по этому дополнительному соглашению в одном месяце снижает стоимость арендной платы в два раза, то есть компенсирует часть затрат.

Каковы налоговые последствия в данной ситуации? Возникает ли у арендатора внереализационный доход? Подлежит ли данный доход обложению налогом на прибыль (если это будет считаться доходом, то это уже не доход от букмекерской деятельности)?

Согласно п. 9 ст. 274 НК РФ при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются в составе доходов и расходов налогоплательщиков доходы и расходы, относящиеся к игорному бизнесу, подлежащему налогообложению в соответствии с гл. 29 НК РФ.

Налогоплательщики, являющиеся организациями игорного бизнеса, а также организации, получающие доходы от деятельности, относящейся к игорному бизнесу, обязаны вести обособленный учет доходов и расходов по такой деятельности.

При этом расходы организаций, занимающихся игорным бизнесом, в случае невозможности их разделения определяются пропорционально доле доходов организации от деятельности, относящейся к игорному бизнесу, в общем доходе организации по всем видам деятельности.

Согласно п. 2 ст. 623 ГК РФ в случае, когда арендатор произвел за счет собственных средств и с согласия арендодателя улучшения арендованного имущества, не отделимые без вреда для имущества, арендатор имеет право после прекращения договора на возмещение стоимости этих улучшений, если иное не предусмотрено договором аренды.

Таким образом, в собственность арендодателя неотделимые улучшения передаются арендатором, при этом их стоимость возмещается ему, если это предусмотрено договором (он понес расходы, и они ему возмещаются).

В данном случае такое возмещение происходит путем зачета в счет арендной платы.

Сумма полученной арендатором компенсации за неотделимые улучшения от арендодателя подлежит признанию в составе выручки от реализации в размере установленной договором или соглашением сторон компенсации без учета НДС (п. 1 ст. 41, п. 1 ст. 248, пп. 1, 2 ст. 249 НК РФ, письма Минфина России от 30.07.2010 N 03-03-06/2/134, от 25.01.2010 N 03-03-06/1/19, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 30.05.2014 N Ф04-4440/14 по делу N А45-12766/2013). Такой доход признается либо на дату подписания акта приемки-передачи неотделимых улучшений, либо на дату получения компенсации в зависимости от того, что произошло раньше (п. 3 ст. 271 НК РФ, п. 26 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33).

При этом специалисты финансового ведомства считают, что арендатор фактически передает арендодателю не улучшения как объект, а результат выполненных работ. Соответственно, затраты, понесенные в связи с созданием улучшений арендованного имущества (в части, компенсируемой арендодателем), могут быть учтены налогоплательщиком как расходы, связанные с выполнением работ для арендодателя (письма Минфина России от 05.04.2017 N 03-03-06/1/20242, от 13.12.2012 N 03-03-06/1/651).

Суды также признают правомерным учет при налогообложении расходов, понесенных арендатором на осуществление улучшений, реализуемых арендодателю, при этом зачастую расценивают передачу арендодателю неотделимых улучшений в качестве реализации прочего имущества (подп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 января 2014 г. N 11АП-23288/13), что позволяет учесть убыток в случае его получения при реализации (п. 2 ст. 268 НК РФ). Так или иначе, в случае компенсации улучшений расходы на их создание признаются арендатором в периоде их реализации арендодателю (п. 1 ст. 268, ст. 318 НК РФ).

Если арендатор в соответствии с договором аренды осуществляет операции по передаче (на возмездной или безвозмездной основе) арендодателю неотделимых улучшений, то такие операции признаются объектом налогообложения НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146, п. 1 ст. 39 НК РФ, письма Минфина России от 17.11.2020 N 03-07-11/100059, от 16.11.2017 N 03-07-11/75600, от 27.10.2016 N 03-07-11/62656 и др., п. 26 Постановления N 33).

НДС, предъявленный поставщиками (подрядчиками, исполнителями) при создании неотделимых улучшений, у арендатора принимается к вычету в общеустановленном порядке (абзац 1 п. 6, п. 2 ст. 171, абзац 1 п. 5, п. 1 ст. 172 НК РФ, п. 26 Постановления N 33). При передаче неотделимых улучшений арендодателю (возмездно или безвозмездно) суммы налога, ранее принятые к вычету по этим работам, в порядке, предусмотренном НК РФ, восстанавливать не следует, так как используются улучшения в облагаемой НДС деятельности (письма Минфина России от 16.11.2017 N 03-07-11/75600, от 29.04.2016 N 03-07-11/25386). Смотрите также: Энциклопедия решений. НДС с капитальных вложений в неотделимые улучшения арендованного имущества.

Также отметим, что в данном случае происходит реализация неотделимых улучшений, и это отдельная от игровой деятельности реализация.

Поэтому она должна облагаться в рамках налога на прибыль в общем порядке, указанном выше.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Подкопаев Михаил

Ответ прошел контроль качества

Нужно ли уплачивать НДС, если ИП из России в настоящее время находится за границей, где оказывает консультационные услуги по психологии иностранным гражданам? Является ли это экспортом услуг? Нужен ответ и для стран ЕАЭС, и для стран, не входящих в ЕАЭС?

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ.

Порядок определения места реализации услуг в целях исчисления НДС установлен ст. 148 НК РФ.

Согласно подп. 4 п. 1.1 ст. 148 НК РФ местом реализации работ (услуг) не признается территория Российской Федерации, если покупатель работ (услуг) не осуществляет деятельность на территории Российской Федерации. Положение настоящего подпункта применяется при выполнении тех видов работ и услуг, которые перечислены в подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ.

В частности, речь идет об оказании консультационных услуг.

То есть при оказании ИП таких услуг покупателям, не осуществляющим деятельность на территории Российской Федерации (в данном случае иностранным гражданам) местом оказания этих услуг не признается РФ и, соответственно, они не облагаются в РФ НДС.

Противоположный вывод следует сделать в отношении этих услуг, оказываемых в стране — члене ЕАЭС.

В этом случае место реализации услуг определяется в соответствии с Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Приложение 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе, подписанном в г. Астане 29.05.2014).

Согласно п. 2 Протокола консультационные услуги по предоставлению разъяснений, рекомендаций и иных форм консультаций, включая определение и (или) оценку проблем и (или) возможностей лица, по управленческим, экономическим, финансовым (в том числе налоговым и бухгалтерским) вопросам, а также по вопросам планирования, организации и осуществления предпринимательской деятельности, управления персоналом.

Так, согласно подп. 4 п. 29 Протокола местом реализации работ, услуг признается территория государства-члена, если налогоплательщиком этого государства-члена приобретаются консультационные услуги.

В то же время на основании подп. 6 п. 29 Протокола местом реализации работ, услуг признается территория государства-члена, если налогоплательщиком этого государства-члена (в данном случае российским ИП) выполняются работы, оказываются услуги, предусмотренные подп. 4 п. 29 Протокола (за исключением услуг в электронной форме), которые приобретаются физическим лицом, осуществляющим деятельность или постоянно проживающим в другом государстве-члене и не являющимся индивидуальным предпринимателем.

То есть при оказании ИП таких услуг физическим лицам из стран ЕАЭС, не осуществляющим деятельность на территории Российской Федерации, постоянно проживающим за рубежом (в данном случае иностранным гражданам) и не являющимся ИП, местом оказания этих услуг не признается РФ, и, соответственно, они не облагаются в РФ НДС.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Подкопаев Михаил

Ответ прошел контроль качества

Не было ли рассмотрения или решения по вопросу о продлении на 2025 год льготы согласно п. 1.16. ст. 284 НК РФ?

Положения п. 1.16 ст. 284 НК РФ применяются по 31 декабря 2024 года включительно (ч. 17 ст. 4 Закона N 323-ФЗ).

Обсуждения по вопросу продления льготы ведутся, однако проекта о продлении указанной льготы пока нет.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Полякова Елизавета

Ответ прошел контроль качества

Что считается доходом для автономной некоммерческой организации?

Автономная некоммерческая организация вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения целей, ради которых она создана, и соответствующей этим целям, создавая для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственные общества или участвуя в них (п. 5 статьи 123.24 «Основные положения об автономной некоммерческой организации» ГК РФ).

Согласно ст. 41 НК доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки (в той мере, в какой такую выгоду можно оценить) и определяемая для организаций в соответствии с главой 25 НК РФ.

Доходы АНО следует определять в зависимости от применяемой системы налогообложения: по правилам главы 25 НК РФ при ОСНО, по правилам главы 26 НК РФ при УСН. Подробнее смотрите в Энциклопедии решений. Доходы от реализации при методе начисления по налогу на прибыль; Энциклопедии решений. Внереализационные доходы при методе начисления по налогу на прибыль; Энциклопедии решений. Доходы, учитываемые при налогообложении УСН.

В отношении отдельных видов доходов, в частности субсидий, необходимо учитывать следующее.

Если средства в виде субсидий выделяются автономной НКО на договорных условиях в рамках оказания социальных услуг, то полученные субсидии не могут рассматриваться автономной НКО в целях исчисления налога на прибыль ни в качестве средств целевого финансирования, ни в качестве целевых поступлений. Такой вывод сделан в письмах Минфина России от 08.02.2019 N 03-03-05/7862, от 25.12.2018 N 03-03-05/94512.

В этой связи получаемые автономной НКО субсидии должны учитываться при определении налоговой базы в составе доходов организации. При этом расходы, на возмещение которых организации предоставлены субсидии, учитываются при определении базы по налогу на прибыль в общеустановленном порядке.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Полякова Елизавета

Ответ прошел контроль качества

Компания планирует выдать денежный заем в рублях дочерней компании в Сербии.

Возможно ли это в настоящее время? Подлежит ли договор займа постановке на учет в банке?

1. В соответствии с подп. «а» п. 3 указа Президента Российской Федерации от 28.02.2022 N 79 и подп. «б» п. 1 указа Президента Российской Федерации от 01.03.2022 N 81 предоставление займов:

— в иностранной валюте — любым нерезидентам;

— в рублях — нерезидентам из недружественных государств

возможно только на основании разрешения Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ (смотрите Вопрос: Возможно ли предоставление займов в иностранной валюте (Указ N 79) и предоставление кредитов и займов в рублях (Указ N 81), если лицо, получающее такой кредит (заем), — дочерняя кредитная организация в стране ЕАЭС, 100% капитала которой принадлежит материнской кредитной организации из Российской Федерации (которая находится под контролем иностранных лиц, связанных с иностранными государствами, которые совершают в отношении российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия)? (ответ Банка России о применении указов Президента Российской Федерации, устанавливающих меры воздействия (противодействия), направленные на обеспечение финансовой стабильности Российской Федерации, сентябрь 2022 г.)).

Ограничений на предоставление займов в рублях нерезидентам из дружественных стран не установлено.

Перечень недружественных государств утвержден распоряжением Правительства РФ от 05.03.2022 N 430-р. Сербия в приведенном списке не поименована.

Поэтому российская организация вправе выдать заем в рублях резиденту Сербии.

2. Гражданское законодательство РФ допускает, а налоговое и валютное не запрещают заключение договоров беспроцентного займа (подп. 1 и 4 ст. 421, п. 1 ст. 809 ГК РФ).

В части рисков рекомендуем дополнительно ознакомиться с материалом: Вопрос: Риски доначисления заимодавцу дохода в случае предоставления учредителю беспроцентного займа (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2024 г.).

3. Договор займа подлежит постановке на учет, если сумма обязательств по договору равна или превышает три миллиона рублей (пп. 4.1, 4.2, 5.1 Инструкции N 181-И).

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Хмелькова Елена

Ответ прошел контроль качества

Планируется переход с УСН со ставкой 6% на ставку 15%. Как учитывать расходы при смене объекта налогообложения (материалы, услуги сторонних организаций), если оплаты и поступления материалов/услуг будут произведены в разные периоды?

В соответствии с п. 2 ст. 346.14 НК РФ выбор объекта налогообложения на УСН осуществляется самим налогоплательщиком, за исключением случая, предусмотренного п. 3 этой статьи. Объект налогообложения может изменяться налогоплательщиком ежегодно. Объект налогообложения может быть изменен с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 31 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик предлагает изменить объект налогообложения. В течение налогового периода налогоплательщик не может менять объект налогообложения.

Согласно п. 2 ст. 346.17 НК РФ расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты.

В соответствии с п. 4 ст. 346.17 НК РФ при переходе налогоплательщика с объекта налогообложения в виде доходов на объект налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, расходы, относящиеся к налоговым периодам, в которых применялся объект налогообложения в виде доходов, при исчислении налоговой базы не учитываются.

Поэтому нельзя учесть расходы по арендной плате, относящейся к периоду до смены объекта, даже если она оплачена после смены.

Также нельзя учесть расходы по арендной плате, если она относится к периоду после смены объекта, но оплачена до смены (то есть обратная ситуация).

Если сырье и материалы приобретены до смены объекта, а оплачены после смены объекта, расходы признаются на дату оплаты. При этом оплаченные сырье и материалы должны быть оприходованы (подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ, письмо Минфина России от 26.05.2014 N 03-11-06/2/24949).

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Подкопаев Михаил

Ответ прошел контроль качества

Организация находится на общей системе налогообложения.

Вахтовик предоставил документы по возмещению стоимости проезда, но месяц назад он уволился. Может ли организация возместить эти расходы?

Расходы в виде возмещения работникам стоимости проезда от места жительства (места сбора) к месту вахты и обратно могут быть учтены для целей налогообложения прибыли при условии, что указанный порядок возмещения расходов на проезд предусмотрен коллективным договором (письма Минфина России от 23.10.2020 N 03-01-10/92685, от 16.05.2013 N 03-03-06/1/17142).

Вопрос доставки (возмещения проезда) работника-вахтовика при увольнении может быть урегулирован локальным актом, устанавливающим порядок применения вахтового метода работы.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Полякова Елизавета