Являются ли склад и магазины обособленными подразделениями организации?

Являются ли склад и магазины обособленными подразделениями организации?У организации имеются склад алкогольной продукции и магазины. Адреса склада и магазинов отличны от места государственной регистрации организации, указанного в ее учредительных документах, при этом в местах нахождения склада и магазинов оборудованы стационарные рабочие места.

Склад и магазины на учет в качестве обособленных подразделений не поставлены, КПП им не присвоены, поскольку и организация, и склад, и магазины находятся на территории одного муниципального образования. Организация зарегистрирована и осуществляет свою деятельность, связанную с реализацией алкогольной продукции, в г. Пятигорске, где есть только одна ИФНС.
Являются ли склад и магазины обособленными подразделениями организации? Следует ли в отношении них представить в налоговый орган сообщения о создании обособленного подразделения, будет ли складу и магазинам присвоен КПП? Какие документы следует в данной ситуации представить в налоговый орган?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
У склада и магазинов имеются признаки обособленных подразделений организации.
Обязанность налогоплательщика представить в налоговый орган по месту своего нахождения сообщение о создании каждого обособленного подразделения возникает независимо от того, что обособленные подразделения организации находятся на территории одного муниципального образования.
Учет в налоговом органе организации по месту нахождения ее обособленного подразделения осуществляется с присвоением соответствующего КПП.
Постановка организации на учет по месту нахождения ее обособленных подразделений осуществляется на основании формы N С-09-3-1.

Обоснование вывода:
В соответствии с пунктом 1 статьи 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.
Организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
Как разъясняется в письме Минфина России от 08.07.2013 N 03-02-07/1/26374, под местом нахождения обособленного подразделения российской организации в целях НК РФ понимается место осуществления деятельности через обособленное подразделение, отличное от места государственной регистрации этой организации, указанного в ее учредительных документах.
Как следует из вопроса, адреса склада алкогольной продукции и магазинов отличны от места государственной регистрации организации, указанного в ее учредительных документах. При этом в местах нахождения склада и магазинов оборудованы стационарные рабочие места.
Учитывая изложенное, считаем, что у склада и магазинов имеются признаки обособленных подразделений организации. Подобной точки зрения придерживаются и в Минфине России (письмо Минфина России от 23.01.2013 N 03-02-07/1-15).
По мнению финансового ведомства (письмо Минфина России от 02.09.2011 N 03-02-07/1-314), обязанность организации представить в налоговый орган по месту своего нахождения сообщение о создании каждого обособленного подразделения возникает независимо от того, что обособленные подразделения организации находятся на территории одного муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований, подведомственных одному или нескольким налоговым органам.
Территориальные налоговые органы высказывают аналогичную позицию (смотрите, например, письмо УФНС России по Иркутской области от 31.08.2012 N 16-26/014550@).
Тогда, принимая во внимание позицию уполномоченных органов, организации следует представить в налоговый орган по месту своего нахождения сообщение о создании каждого обособленного подразделения.
Абзацем 3 п. 4 ст. 83 НК РФ предусмотрено, что если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемого этой организацией самостоятельно.
Данная норма предоставляет организациям право выбора налогового органа для постановки на учет только в отношении ее обособленных подразделений в случае, указанном в п. 4 ст. 83 НК РФ, то есть в отношении обособленных подразделений организации, находящихся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам (письма Минфина России от 03.09.2012 N 03-02-07/1-211, от 18.02.2010 N 03-02-07/1-68).
В свою очередь, в письме Минфина России от 09.08.2012 N 03-02-07/1-199 указывается, что если обособленные подразделения организации находятся в одном муниципальном образовании, в городе Москве или Санкт-Петербурге на территориях, подведомственных одному налоговому органу, возможность выбора налогового органа для постановки на учет организации по месту нахождения таких обособленных подразделений отсутствует.
В связи с тем, что в г. Пятигорске имеется только один налоговый орган, в рассматриваемом случае у организации отсутствует право выбора налогового органа для постановки на учет организации по месту нахождения обособленных подразделений.
Таким образом, организации, состоящей на учете в ИФНС г. Пятигорска, следует представить в указанный налоговый орган сообщение о создании каждого обособленного подразделения.
Подпункт 3 п. 2 ст. 23 НК РФ определяет, что организация обязана сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения о создании обособленного подразделения в течение одного месяца со дня его создания.
Форма такого сообщения (N С-09-3-1) утверждена приказом ФНС России от 09.06.2011 N ММВ-7-6/362@.
Непредставление сообщения о создании обособленного подразделения квалифицируется как правонарушение, предусмотренное ст. 126 НК РФ, за которое установлена ответственность в виде штрафа в размере 200 руб. Для должностных лиц организации за нарушение срока подачи сообщения о создании обособленного подразделения предусмотрена административная ответственность — штраф в размере от 300 до 500 руб. (часть 1 ст. 15.6 КоАП РФ).
В течение пяти рабочих дней со дня получения указанного сообщения налоговый орган осуществляет постановку организации на учет по месту нахождения ее обособленного подразделения и выдает организации свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (если ранее указанное свидетельство не выдавалось) или уведомление о постановке на учет в налоговом орган (п. 2 ст. 84 НК РФ).
В информационном сообщении Федеральной налоговой службы от 03.09.2010, содержащем ряд рекомендаций по предоставлению документов в налоговый орган для постановки на налоговый учет и снятия с налогового учета обособленных подразделений организаций, отмечается, что помимо формы N С-09-3-1 документы, подтверждающие создание обособленного подразделения, в налоговый орган предоставлять не требуется.
При этом в письме Минфина России от 26.03.2009 N 03-02-07/1-152 указывается, что учет в налоговом органе организации по месту нахождения ее обособленного подразделения осуществляется с присвоением соответствующего кода причины постановки на учет (КПП).

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Завьялов Кирилл