В профильный комитет направлен законопроект, расширяющий применение реабилитационных механизмов в отношении юрлиц
Для предварительного рассмотрения в Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным поступил правительственный законопроект №239932-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части процедуры реструктуризации долгов в делах о банкротстве юридических лиц».
В пояснительной записке к документу указывается, что действующее законодательство предусматривает недостаточно эффективные механизмы реабилитационных процедур, которые редко применяются на практике и редко заканчиваются восстановлением платежеспособности должников. Это приводит к тому, что большинство дел о банкротстве возбуждается по заявлениям кредиторов и тогда, когда исчерпаны все иные меры по взысканию задолженности и имущество должника практически в полном объеме реализовано в ходе исполнительного производства. При этом сами должники не рассматривают процедуры банкротства как способ решения своих финансовых проблем.
Законопроект направлен на расширение практики применения реабилитационных механизмов в отношении юрлиц и предусматривает введение новой процедуры — реструктуризацию долгов. Для этого предусматривается возможность подачи должником или кредитором в арбитражный суд не только заявления о признании должника банкротом, как это предусмотрено Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», но и заявления о введении процедуры реструктуризации долгов, по результатам которого в отношении должника не может быть введено конкурсное производство.
Если из представленного должником отчета о финансовом состоянии очевидна невозможность восстановления его платежеспособности, по результатам рассмотрения арбитражным судом заявления о признании его банкротом в отношении должника может быть открыто конкурсное производство, минуя процедуру наблюдения. Такой подход, по убеждению Правительства, позволит сократить сроки и издержки на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, и обеспечить более экономичную и быструю ликвидацию потенциально неплатежеспособных должников.
Законопроектом регламентируется проведение процедуры реструктуризации долгов. В частности, в течение 4-х месяцев с даты введения процедуры реструктуризации должник обязан предложить план реструктуризации долгов (план). Документом также предоставляется конкурсным кредиторам или уполномоченным органам, антикризисному управляющему, учредителю (участнику должника), представителю работников должника и третьим лицам (в том числе органам государственной власти и местного самоуправления) право предложить свой план в течение этого срока.
План разрабатывается для удовлетворения требований кредиторов и восстановления платежеспособности должника. В нём могут быть предусмотрены различные варианты управления должником в ходе процедуры реструктуризации долгов, в том числе: сохранение полномочий по избранию и прекращению полномочий руководителя и иных органов управления должника за учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника – унитарного предприятия с условием их обязательного предварительного согласования с собранием или комитетом кредиторов; возложение полномочий руководителя на антикризисного управляющего; переход полномочий по избранию и прекращению полномочий руководителя и органов управления должника к собранию или комитету кредиторов; образование двух единоличных исполнительных органов должника, один из которых избирается учредителями (участниками) должника, а другой — собранием кредиторов с распределением полномочий между ними в соответствии с планом.
Предусмотрены специальные правила для кредиторов, интересы которых не затрагиваются планом. При этом условия удовлетворения требований кредиторов, являющихся заинтересованными лицами по отношению к должнику, не могут быть лучше условий любых других конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, интересы которых затрагиваются планом, за исключением кредиторов, одобривших соответствующий план. Условия плана для конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, голосовавших против его одобрения, за исключением лиц, заинтересованных по отношению к должнику, не могут быть хуже, чем для конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, голосовавших за его одобрение, кроме кредиторов, чьи требования обеспечены залогом.
Кроме того, вводятся положения, направленные на сохранение договоров аренды, имеющих значение для процедуры реструктуризации долгов, а также касающиеся раскрытия информации, имеющей существенное значение для кредиторов. Срок реализации плана реструктуризации долгов не может превышать 4-х лет со дня утверждения его арбитражным судом. Однако по решению собрания кредиторов этот срок может быть продлен, но не более чем еще на 4 года. Предусмотрены также другие положения по обеспечению гибкой вариативной реабилитационной процедуры реструктуризации долгов.
«Принятие проекта федерального закона будет способствовать сокращению сроков и издержек на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, повышению их эффективности и увеличению размера погашения требований кредиторов, а также защите интересов должников, испытывающих временные трудности, но имеющих возможность восстановить свою платежеспособность при предоставлении необходимых для этого правовых инструментов», — подчеркивается в пояснительной записке.
В случае принятия закона не потребуется дополнительных затрат из федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации. Потребуется в течение 3-х месяцев со дня официального опубликования внесение изменений в Налоговый кодекс, отдельные законодательные акты Российской Федерации в части процедуры реструктуризации долгов в делах о банкротстве юрлиц, а также изменение порядка 13-ти постановлений Правительства и приказов профильных министерств и ведомств.
// Госдума