Спорные моменты учета расходов на содержание автомобилей

Спорные моменты учета расходов на содержание автомобилейТюнинг транспортных средств. Слово tuning в переводе с английского языка означает «настройка», «регулировка». Иными словами, тюнинг автомобиля — процесс доработки обычного автомобиля, нацеленный на улучшение заводских характеристик.
Тюнинг можно условно разделить на внешний, внутренний и технический.
Тюнинг производится по желанию организации и не связан с необходимостью устранения неисправностей, в отличие, например, от ремонта транспортного средства.
Определение ремонтных работ в НК РФ отсутствует, поэтому, учитывая положения п. 1 ст. 11 НК РФ, можно ориентироваться на определение ремонта, данное в Методических рекомендациях по проведению независимой технической экспертизы транспортного средства при ОСАГО (№ 001МР/СЭ) (утв. НИИАТ Минтранса России 12.10.2004, РФЦСЭ при Минюсте России 20.10.2004, ЭКЦ МВД России 18.10.2004, НПСО «ОТЭК» 20.10.2004).
Ремонт — комплекс операций по техническому воздействию на транспортное средство, выполняемых по потребности, для устранения повреждений, отказов и неисправностей с целью восстановления его работоспособности.
Цель любого ремонта — поддержка транспортного средства в рабочем состоянии. При этом никакой вид ремонта — ни текущий, ни средний, ни даже капитальный — не улучшает технических характеристик автомобиля, не изменяет его назначение и не придает ему новых качеств.
При признании затрат на тюнинг автомобиля в качестве расходов на ремонт основных средств [1, п. 1 ст. 260] возможны споры с налоговыми органами.
Рассмотрим затраты на тюнинг до ввода и после ввода автомобиля в эксплуатацию.
На основании п. 1 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение (а если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно либо выявлено в результате инвентаризации, — как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с пунктами 8 и 20 ст. 250 НК РФ), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования (за исключением НДС и акцизов), кроме случаев, предусмотренных НК РФ.
Следовательно, обоснованные затраты на тюнинг, которые были произведены еще до ввода автомобиля в эксплуатацию, включаются в первоначальную стоимость при условии наличия документов, обосновывающих необходимость дооборудования автомобиля. Обоснование проведения таких работ целесообразно подробно изложить в приказе (распоряжении) руководителя.
После ввода автомобиля в эксплуатацию на основании п. 2 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям.
При этом к работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения соответствующих объектов, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.
Главным критерием для признания подобных расходов является приобретение автомобилем новых качеств, изменение его эксплуатационных показателей и характеристик в результате произведенных работ.
Контролирующие органы полагают, что затраты на тюнинг не включаются в первоначальную стоимость автомобиля (письмо УФНС России по г. Москве от 12.12.2008 № 19-12/116029).
Но данная позиция небесспорна.
Так, например, арбитры указали на обоснованность расходов на установку индивидуальной дополнительной защиты кузова автомобиля от механических повреждений (постановление ФАС Уральского округа от 02.09.2003 № Ф09-2778/03-АК), расходов на установку защиты картера и врезку люка (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 03.04.2007 № А33-26135/05-Ф02-1027/07), расходов на обивку салона служебного автомобиля (постановление ФАС Уральского округа от 23.12.2008 № Ф09-8529/08-С2).
Подробности – в № 7/2013 журнала «Налоговая политика и практика»