Скоро налогоплательщики смогут воспользоваться более полным спектром электронных услуг

Скоро налогоплательщики смогут воспользоваться более полным спектром электронных услугНачальник Управления информационных технологий ФНС России Татьяна Владимировна Матвеева рассказала журналу «Налоговая политика и практика» о развитии электронных сервисов для налогоплательщиков.
Поскольку Управление информационных технологий образовалось в результате слияния Управления по работе с налогоплательщиками и Управления информатизации, спектр возложенных на него функций достаточно широк.
Назову лишь те, которые тем или иным образом касаются налогоплательщиков:
— совершенствование информационного и технического обеспечения деятельности налоговых органов, внедрение новых информационно-телекоммуни кационных технологий, развитие электронных услуг (включая инфраструктуру электронного правительства, инфраструктуру, используемую для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, а также организацию межведомственного электронного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, создание и развитие государственных информационных ресурсов на основе системы центров обработки данных);
— организация работ по созданию, внедрению, сопровождению и эксплуатации автоматизированной информационной системы Службы;
— организация деятельности Удостоверяющего центра ФНС России;
— формирование и реализация политики ведомства в сфере работы с налогоплательщиками, в том числе с применением современных инфокоммуникационных и электронно-цифровых технологий;
— развитие, ведение и информационное наполнение интернет-ресурсов Службы, в том числе интерактивных и информационных интернет-сервисов;
— обеспечение доступа к открытым данным, сведениям и электронным услугам Службы.
Одна из глобальных задач — внедрение АИС «Налог-3».
Текущая информационная система работает на местном уровне одной конкретной инспекции ФНС России, куда ежедневно уже в течение 10 лет стекаются данные о налогоплательщиках и от налогоплательщиков города или района. Но жизнь и деятельность налогоплательщиков не ограничивается одним только городом или районом: сведения о филиалах и их производственной деятельности, о недвижимости налогоплательщиков, как и данные об исполнителях и о заказчиках, хранятся в различных инспекциях.
Понятно, что данные о перерегистрации, налоговом контроле, сверках должны перемещаться из одной налоговой инспекции в другую и обратно.
Поэтому создание единой централизованной системы хранения и обработки информации — огромный плюс в обеспечении эффективного и достоверного налогового учета и контроля в России.
Другой значимый проект — внедрение фирменного стиля Службы в территориальных налоговых органах. Поскольку сегодня акцент делается на формировании клиентоориентированного подхода к взаимодействию с налогоплательщиками, потребовалась смена не только стратегических установок, технологий, кадровой политики, но и корпоративного стиля ФНС России.
Теперь и для налогоплательщиков при обращении в налоговый орган, и для самих сотрудников налоговых органов упрощается идентификация адресата обращения. Если раньше вопросы ведения официального сайта Службы находились в компетенции Управления по работе с налогоплательщиками, а вопросы функционирования системы межведомственного электронного взаимодействия и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры — в компетенции Управления информатизации, то теперь все эти вопросы решает Управление информационных технологий. Такое слияние находится в тренде развития общества и государства.
Современное общество — информационное. Процесс компьютеризации предоставляет огромному числу людей возможность доступа к надежным источникам информации, избавляет их от рутинной работы и экономит время. Развитие различного рода систем на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационных технологий и телекоммуникационной связи позволяет все больший объем государственных услуг переводить в электронный вид.
Уже сегодня налогоплательщики вместо похода в налоговую инспекцию предпочитают получать необходимую информацию, зайдя на официальный сайт Службы или позвонив в контактцентр. В ближайшем будущем они смогут воспользоваться более полным спектром электронных услуг.