Проект бюджета одобрен в первом чтении

Проект бюджета одобрен в первом чтенииГосдума обсудила в первом чтении правительственный законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов». Выступая в ходе заседания, председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров заявил:

— «Нужно срочно принимать этот закон: полтора месяца осталось до конца года, нужно, чтобы деньги были истрачены в этом году. Это главное обстоятельство, на основании которого комитет по бюджету принял решение поддержать принятие данного законопроекта в первом чтении».

Макаров напомнил, что когда Государственная Дума принимала Федеральный закон «О бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», парламентарии обращали внимание на необходимость решения некоторых вопросов в ходе исполнения бюджета. Точно такой же порядок было предложено предусмотреть и в следующем бюджете.

«Естественно, мы не могли планировать Дальний Восток, — говорит депутат, — но вот сейчас этим законом предлагается дополнительно направить13,6 миллиарда рублей и на поддержку сбалансированности пострадавших от наводнения регионов, и субсидирование перевозок грузов, и формирование резервного фонда по предупреждению и ликвидации ЧС. Хотел бы обратить внимание: правительство уже выделило 26 миллиардов по ходу исполнения, в тот момент, когда надо было принимать немедленное решение… И, конечно, мы и дальше будем следить за тем, как развивается ситуация.

«Еще один вопрос, — отмечает парламентарий, — предоставление бюджетных кредитов. Напомню, когда мы рассматривали бюджет в прошлом году, решали вопрос о регионах, которые пострадали от засухи. И тогда мы применили очень неплохой механизм, прописанный в Постановлении Государственной Думы — реструктуризация задолженности по кредитам тех регионов, которые пострадали от стихийного бедствия. Я думаю, что здесь аналогичная, может быть, даже еще более острая ситуация. И нам во втором чтении уже вот в этом законопроекте надо решить вопрос о реструктуризации кредитов по данным регионам уже до конца этого года».

Депутат напомнил, что в ходе рассмотрения бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годы, профильные комитеты Государственной Думы, ответственные за тему ЖКХ, говорили о необходимости решить, не дожидаясь наступления следующего бюджетного года, ряд вопросов в данной сфере, направив в Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в 2014 году 20 миллиардов рублей. «Так вот , — говорит Макаров, — 33,8 миллиарда идут на эти цели уже в 2013 году, мы не ждём 2014 года, мы даём возможность Фонду вступить в новый год уже с этими деньгами. Из этих средств: 29,8 миллиарда — на ликвидацию аварийного жилищного фонда и 4 миллиарда — на реализацию региональных программ по модернизации коммунальной инфраструктуры».

Глава Комитета по бюджету и налогам обратил внимание парламентариев на необходимость увеличения кредитных ресурсов, указанную в принятом Государственной Думой Постановлении. По его словам, предложенным законопроектом этот вопрос будет решен до наступления 2014 года: «50 миллиардов дополнительно дешёвых кредитных ресурсов пойдет в регионы», — говорит депутат.

По словам Макарова, Комитет по бюджету предлагает доработать законопроект ко второму чтению: «Мы предлагаем абсолютно новую меру. У нас сегодня, напомню, дешёвые кредиты — это половина процентной ставки рефинансирования. Мы предлагаем (а мы определяем ставку каждый раз в законе о бюджете), установить ее в размере одна третья. То есть сделать эти ресурсы ещё более доступными, более дешёвыми для регионов».

«Кроме того, — подчеркнул депутат, — мы дали поручение Правительству ко второму чтению законопроекта представить исчерпывающую информацию по выполнению указов Президента от 7 мая, по их реализации в 2013 году, представить результаты мониторинга исполнения бюджетов субъектов РФ, а также муниципальных бюджетов. Мы должны реально понимать ситуацию. Комитет также хочет получить информацию по вопросам кредитной задолженности региональных бюджетов, информацию об объёмах незавершённого строительства за последние пять лет. Отдельно это касается и Министерства обороны, потому что там вопросов по незавершённому строительству более, чем достаточно. Очень серьёзные вопросы были поставлены в заключении комитета по здравоохранению — соответствующую исчерпывающую информацию мы также хотели бы получить».

«Из всех пунктов Постановления Государственной Думы, которое мы принимали при принятии бюджета и изменения бюджета 2013 года, не исполнен один, — заметил Макаров. — Мы с вами предлагали рассмотреть Правительству вопрос об увеличении в 2013 году субсидий бюджетам субъектов РФ на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2013 году это сделано не было. Комитет предлагает вернуться к этому вопросу в 2014 году и сделать это самим при рассмотрении поправок к бюджету 2014 года, если не получается в ходе исполнения бюджета Правительству найти на это деньги».

Еще одна тема, которую председатель бюджетного комитета затронул в своем выступлении – вопрос эффективности расходования бюджетных средств: «Помните, как в этом зале год тому назад нам говорили – Русгидро… Приоритетные проекты Восточной Сибири и Дальнего Востока… ТЭЦ… Советская гавань… Сахалинская ГРЭС-2… Якутская ГРЭС-2… Благовещенская ТЭЦ…

Помните, как в этом зале и на заседании комитета Минэнерго уверяло нас, что всё готово… Я уже не говорю о том, что есть Указ Президента… Нас уверяли, что готова проектно-сметная документация, ура, осталось только построить.

Хотел бы обратить внимание всего на два пункта заключения Счетной палаты: . Указ президента от 22 ноября 2012 года не выполнен до настоящего времени. Тогда возникает вопрос — где деньги? А деньги находятся на депозитных счетах Русгидро в Сберегательном банке. Все 50 миллиардов, которые мы с вами выделяли. Все 50 миллиардов на депозитных счетах.

И, кстати, я хотел бы обратить внимание, что за это никто не отвечает.

Хорошо, что мы с вами тогда, когда обсуждался этот вопрос, дали поручение Счетной палате о постоянном мониторинге, и о том, что ежеквартально нас должны информировать о судьбе этих денег. По крайней мере, не разворовали.

Но ведь 50 миллиардов рублей, ну неужели правительство не нашло более эффективной возможности их использования?»

Следующий вопрос — кассовое исполнение Федеральных целевых программ. Андрей Макаров привел цифры по итогам первых 9 месяцев 2013 года: «есть две ФЦП, по которым исполнение ноль, по одной, слава Богу, 0,1%, — говорит депутат. 8 программ исполнены меньше чем на 25 процентов, 28 программ – меньше чем на 50% от законодательно утверждённого объёма ассигнований. По ГРБСам 13 министерств и ведомств менее 50%. 37 — меньше 60 %. Федеральное агентство специального строительства — 9,7%. Минсвязи — 17,4! Но закончится год, и, вы сможете вспомнить то, что я сейчас говорю, — у всех исполнение будет почти 100 процентов! Вы знаете, какова эффективность этих трат в декабре, и кто-нибудь когда-нибудь за это будет отвечать? Хотел бы обратить внимание на то, что сказала Татьяна Алексеевна. Мы, к сожалению, сегодня ещё не готовы принять решение по этому поводу. Для того чтобы принимать решение, нам надо очень глубоко войти в государственные программы.

Не могу не остановиться на том поручении, которое мы давали всем министерствам, когда они проходили по госпрограммам при рассмотрении бюджета 2014 года. Мы просили ко второму чтению представить, по крайней мере, примерное видение, пусть не сами изменения, а то, как они видят изменения программ в связи с бюджетом. Ни одно министерство этого не представило. Есть исключение — Минрегион. Игорь Слюняев, который приходил сюда, доказывал, и действительно было видно, что он владеет материалом. И я не хотел бы сейчас приводить примеры министерств, которые приходили и создавалось впечатление, что это недоучившиеся двоечники, которых надо просто оставить на второй год».

Глава комитета по бюджету заявил, что Государственная Дума воспользуется тем правом, которое предоставлено ей законом о парламентском контроле: «Мы, безусловно, вместе со Счётной палатой будем рассматривать государственные программы, благо и поручение президента, в том числе Правительству, дано. Я вряд ли ошибаюсь, что в апреле-мае, не позднее, Правительство придёт с изменениями в бюджет уже 2014 года. И если у нас исполнение бюджета будет такое же, как сейчас, по-видимому, Государственная Дума должна будет принимать решение о самостоятельном перераспределении этих средств».

«Бюджет — не повод для политических игр, — подчеркнул депутат, — слишком дорого он обходится людям».

«Это те обстоятельства, по которым данный законопроект поддержал комитет, те обстоятельства, по которым фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ» будет голосовать за этот законопроект», — сказал Макаров. К сожалению, некоторые министерства и ведомства не заметили того, как незаметно, наверное, Государственная Дума превратилась в парламент. Вот это происходит сейчас на наших глазах, происходит с нашим участием, и я думаю, у Государственной Думы достаточно сил, чтобы тем, кто это сегодня в Правительстве еще не понял, доказать, что это так, и это нужно нам не для самоутверждения, а для того, чтобы решать проблемы наших избирателей, и мы будем их решать», — заключил депутат.

//Комитет Госдумы по бюджету и налогам