Патенты в Москве в 2015 году будут дифференцированы

ПСНВ октябре текущего года Правительством Москвы одобрены законопроекты по дальнейшему совершенствованию в столице патентной системы налогообложения для индивидуальных предпринимателей, а также о налоге на имущество физических лиц от кадастровой стоимости.
В результате активного обсуждения с представителями малого бизнеса 31 октября 2012 года в Москве был принят закон №53 «О патентной системе налогообложения», который прямо касается примерно 80 тысяч активно действующих в городе индивидуальных предпринимателей (ИП).
По итогам 2013 года численность ИП, работающих в Москве по патентам, выросла на 81% (с 9,7 – в 2012 г. до 17,6 тыс. человек), а только за первое полугодие текущего года приобретено уже более 14 тысяч патентов. Сегодня патентной системой налогообложения пользуется каждый шестой индивидуальный предприниматель столицы.
До сегодняшнего дня, одинаковая стоимость патентов приходится на совершенно разные по доходности объекты и виды деятельности. Например, патент на аренду жилья стоит одинаково для однокомнатной квартиры в Зеленограде и двухэтажных 300-метровых апартаментов где-нибудь на «золотой миле» в историческом центре. Одинаковую сумму приходилось платить за патент предпринимателю, торгующему бутербродами в районе МКАДа, и владельцу ресторанчика с залом в 50 кв. метров и видом на Кремль.
В течение прошедших полутора лет, малый бизнес неоднократно обращал внимание Департамента экономической политики и развития города Москвы на подобные «перекосы». Стало очевидным, что для поддержки малого бизнеса ситуацию необходимо менять.
Федеральным органам власти были представлены предложения Москвы по дифференциации стоимости патентов. Инициативу столицы поддержал целый ряд регионов, активно занимающихся распространением патентной системы налогообложения; в итоге — 21 июля 2014 года принят Федеральный закон (№244-ФЗ «О внесении изменений в статьи 346.43 и 346.45 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»), позволяющий дифференцировать стоимость патента по территориальному признаку, для квартир — в зависимости от площади, сдаваемой в аренду квартиры, для транспортных перевозок — от грузоподъёмности и количества посадочных мест в транспортном средстве.
После внесения на федеральном уровне изменений в налоговое законодательство, город получил возможность на деле учесть предложения малого бизнеса и ещё более усовершенствовать патентную систему налогообложения.
В Московскую городскую Думу внесены предложения по дифференциации стоимости патента по 5 самым востребованным видам деятельности, на которые приходится значительное количество зарегистрированных в столице индивидуальных предпринимателей: аренда жилья; розничная торговля и общественное питание; пассажирские и грузовые перевозки. Законопроект прошел первое чтение в Мосгордуме.
Помимо аренды жилья, розничной торговли и общепита в городе выровняется также ситуация с пассажиро- и грузоперевозками, ведь очевидно, что потенциальный доход в легковом такси для 3-4 пассажиров – ниже, чем в маршрутном, рассчитанном на 16 человек, или автобусе, способном перевезти 20, 40, 60 пассажиров. Очевидно, что доходность обычной «Газели», конечно же, ниже, чем многотонной фуры с прицепом.
Принятие закона о дифференциации патентов позволит установить более справедливую стоимость патентов для индивидуальных предпринимателей, а также избежать необоснованного повышения налоговой нагрузки для малого бизнеса.

Справочно: напомним, что статус индивидуального предпринимателя предполагает возможность найма до 15 человек, а также получение потенциального дохода от бизнеса в размере до 60 млн. рублей в год.

Закон ввёл в действие самую простую, удобную и выгодную систему налогообложения, предполагающую самую низкую, на сегодняшний день, налоговую ставку (6%); освобождение от уплаты НДС, НДФЛ и налога на имущество; отказ от контрольно-кассовой техники и бухгалтерских услуг; отсутствие необходимости подавать налоговую декларацию; возможность приобретать патент на срок от 1 месяца до 1 года в рассрочку.

//Пресс-служба Департамента экономической политики и развития города Москвы