Налогообложение операций, осуществляемых казенными учреждениями

Налогообложение операций, осуществляемых казенными учреждениямиПравовые основы деятельности

Казенные учреждения (наряду с бюджетными и автономными) являются разновидностью государственных (муниципальных) учреждений.

Определение казенного учреждения содержится в ст. 6 БК РФ. Это государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

В рамках выполнения государственного (муниципального) задания, в котором устанавливаются требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), казенное учреждение заключает соответствующий контракт.

О б р а т и т е в н и м а н и е ! Заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств (с учетом принятых и неисполненных обязательств) [1, п. 5 ст. 161].

При этом казенное учреждение вправе также осуществлять приносящую доход деятельность, если такое право предусмотрено в учредительных документах. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Данное право казенного учреждения закреплено и в п. 4 ст. 298 ГК РФ. По мнению Минфина России (письмо от  01.03.2012 № 03-03-10/18), казенное учреждение может оказывать (выполнять) платные услуги (работы) при следующих условиях:

  • осуществление приносящей доход деятельности закреплено в уставе учреждения;
  • указанная деятельность соответствует целям создания учреждения, отраженным в его уставе.

Если казенное учреждение осуществляет приносящую доход деятельность, предусмотренную уставом, то оно действует не от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования. Следовательно, заключается не государственный (муниципальный) контракт, а гражданско-правовой договор от имени казенного учреждения.

Налоговые последствия

Согласно подп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде средств, полученных от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от  исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций.

Порядок оказания государственных услуг регламентируется Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ, в ст. 9 которого дается определение государственного контракта как договора, заключенного заказчиком от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации в целях обеспечения государственных нужд.

Под государственными нуждами, в частности, понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации регио- нальных целевых программ) [3, п. 1 ст. 3].

 Подробности – в №3/2013 журнала «Налоговая политика и практика»