Налоги в эпоху развитого социализма

Налоги в эпоху развитого социализма1970-е годы — пожалуй, один из самых спорных периодов в истории существования Советского Союза. Брежневская эпоха диаметрально противоположно оценивается как современниками, так и историками. Это время, с одной стороны, засилья номенклатуры, геронтократии, идеологического давления и дефицита, а с другой — расцвета военной мощи государства, культа науки, появления шедевров мирового значения во всех областях искусства, грандиозного строительства промышленных и жилых объектов.
Попробуем рассмотреть исторический феномен «застоя» с точки зрения налоговой политики.
Падение эффективности производства в середине 1960-х гг. послужило главной причиной проведения экономической реформы, инициатором которой выступил Председатель Совета Министров СССР А.Н. Косыгин.
Смысл реформы заключался в изменении системы платежей государству от государственных предприятий. Теперь имущество предприятий, которое находилось в собственности государства, считалось как бы сданным в аренду, и они должны были перечислять государству определенную плату за фонды. Первоначально этот платеж планировался как единственный, но из-за острой нехватки финансов были введены дополнительные платежи по изъятию прибыли предприятий.
Положительным моментом реформы следует признать предоставление предприятиям возможности распоряжаться оставшейся прибылью по своему усмотрению — направлять в фонды материального поощрения, развития производства, социально-культурных мероприятий и жилищного строительства. Естественно, правила формирования и нормативы таких отчислений устанавливались государством.
В рассматриваемый период произошло колоссальное освоение нефтяных месторождений, в связи с чем экспорт нефти и нефтепродуктов за 20 лет (с 1965 по 1985 год) вырос с 75,7 млн до 193,5 млн т. Однако многими исследователями данный факт оценивается двояко. C одной стороны, была решена проблема наполнения бюджета (свыше 60 % платежей поступало от предприятий добывающих отраслей, более половины из которых — предприятия нефтегазодобывающих отраслей), а с другой — наша экономика начала садиться на нефтяную иглу.
Следует отметить, что платежи предприятий составляли 91 % общих доходов государственного бюджета СССР, причем их удельный вес оставался неизменным на протяжении ряда десятилетий [1, с. 267].
Стабильным источником бюджетных доходов были налоги с населения — около 8 % от общих поступлений, поэтому правительство могло проводить курс на дальнейшее сокращение налогов. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 декабря 1972 г. было отменено взимание подоходного налога и налога на холостяков, одиноких и малосемейных граждан с зарплаты 70 руб. по основному месту работы.
Было ослаблено и налоговое бремя колхозов: Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 июня 1978 г. от налога освобождалась часть доходов колхозов, полученных от сельскохозяйственного производства, оказания услуг и подсобных предприятий и промыслов, рентабельность которых находилась на уровне 25 %.
1970-е гг. — время политической разрядки, разоружения и активного международного сотрудничества СССР с другими государствами. На плакатах появляется популярный лозунг: «Миру—мир!». Ратифицируется ряд международных соглашений об избежании двойного налогообложения при осуществлении гражданами и организациями деятельности за пределами страны.
Первое подобное соглашение подписано СССР в 1976 году с США. Затем состоялось подписание соглашений с Финляндией (в 1977 году) и социалистическими странами—членами СЭВ (в 1978 году) [2, с. 236].
В брежневскую эпоху были созданы киношедевры Сергея Бондарчука, Андрея Тарковского, Леонида Гайдая, Эльдара Рязанова и других режиссеров, которые советский зритель посмотрел не один раз. Широко расцвела бардовская культура: песни Высоцкого пели от Калининграда до Камчатки. Конечно, власть не могла обойти вниманием подобные мероприятия. В 1975 году вместо налога со зрелищ вводится налог с доходов от демонстрации кинофильмов. Плательщиками этого налога были кинотеатры, клубы, дома и дворцы культуры, киноустановки, кинопередвижки и др. Любопытно, что ставки налога с прибыли этих организаций весьма сильно зависели от местонахождения плательщика: в городах и поселках городского типа — 55 %, в сельских местностях — 10 % [1, с. 269].
В рассматриваемый период были построены такие гиганты промышленности, как ВАЗ, КамАЗ, АЗЛК. Количество автомобилей стало увеличиваться, в связи с чем в 1981 году на смену сбора с владельцев транспортных средств приходит одноименный налог. Налог должны были уплачивать владельцы автомобилей, мотоциклов, мотосаней, моторных лодок, катеров, яхт. Ставки налога устанавливались в копейках с каждой лошадиной силы или киловатта мощности мотора транспортного средства. Ранее транспортными средствами также считались велосипеды, лошади и «другие животные, используемые в извозном промысле», с владельцев которых взимался сбор.
В целом налоговая система, которая действовала в те годы, вполне отвечала потребностям административно-командной системы управления и централизованной государственной экономики.
К середине 1980-х гг. в СССР отчетливо проявился экономический кризис, о причинах которого до сих пор ведутся споры. Одна из таких причин — серьезное отставание легкой промышленности, приведшее к дефициту товаров массового потребления. Кроме того, вследствие планового распределения и постепенного упадка сельского хозяйства развился продуктовый дефицит. Появились огромные очереди, была введена карточная система (неизбежный спутник бедственного времени), колбаса стала предметом роскоши. При относительно высокой заработной плате невозможно было ничего купить. Рабочий энтузиазм заметно снизился, утратило популярность движение стахановцев и строителей коммунизма. Известна поговорка последних лет правления Л.И. Брежнева: «Вы делаете вид, что платите нам, а мы делаем вид, что работаем».
Бытовые неурядицы, невозможность воплотить в жизнь самые простые мечты, материальный и духовный дефицит нашли отклик в знаменитом лозунге перестройки: «Так жить нельзя!».
Н.Ф. Поляков, заместитель генерального директора ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России