Может ли система управления налоговыми рисками защитить налогоплательщика?


Как известно, ФНС России активно развивает концепцию риск-ориентированного подхода при осуществлении налогового контроля. С этой целью для налогоплательщиков разработаны общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков, которые налоговые органы используют в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.

При низком уровне риска у налогоплательщика вероятность предъявления налоговым органом претензий к нему также низкая. Но важно понимать, кем определен низкий уровень риска — самим налогоплательщиком, налоговым органом или совместно обоими (в случае налогового мониторинга).

В разработанных ФНС России информационных ресурсах риски рассчитываются автоматически, и по результатам этих расчетов до налогоплательщика доводится соответствующая информация. В частности, в АСК «НДС-2» формируются автотребования о представлении пояснений и документов, которые направляются налогоплательщикам.

Если оценка налогоплательщика о наличии у него низкого уровня риска не совпадает с оценкой налогового органа, то, вполне возможно, у налогового органа возникнут вопросы к налогоплательщику.

О методах управления налоговыми рисками налогоплательщикам рассказала заместитель начальника Управления камерального контроля ФНС

России М.А. Крашенинникова, журнал «Налоговая политика и практика», № 2/2019.