Электронный кошелек с точки зрения налоговых органов

Электрнный кошелек с точки зрения налоговых органовС развитием рынка быстрых платежей плательщикам предлагается все большее количество услуг, для оплаты которых требуются более крупные суммы, в этой связи операторы платежных систем предложили новую услугу своим клиентам – «электронный кошелек», пополнять который можно, в том числе, и при помощи платежного терминала или банкомата.

Основным правовым актом, регулирующим использование электронных денег, является Федеральный закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее — Закон № 161-ФЗ).

Под электронным средством платежа в соответствии с п. 19 ст. 3 Закона № 161-ФЗ понимается средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств. Это и есть «электронный кошелек».

Организации и индивидуальные предприниматели могут использовать лишь корпоративные электронные средства платежа.

В силу п. 7 ст. 10 Закона № 161-ФЗ электронное средство платежа является корпоративным, если оно используется с проведением идентификации клиента оператором электронных денежных средств в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Получить корпоративное электронное средство платежа согласно п. 1 ст. 86 НК РФ организации или индивидуальные предприниматели могут в банке только при предъявлении свидетельства о постановке на налоговый учет.

В соответствии с пп. 1.1 п. 2 ст. 23 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели обязаны сообщить в налоговый орган по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя о возникновении или прекращении права использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств в течение семи дней со дня возникновения (прекращения) такого права.

«Электронный кошелек» является инструментом расчетов с физическими лицами, т.е. организации или индивидуальные предприниматели, являющиеся банковскими платежными агентами (субагентами), с помощью «электронного кошелька» могут принимать платежи лишь от физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, и осуществлять платежи электронными деньгами в их пользу.

Между собой эти организации и индивидуальные предприниматели не вправе рассчитываться электронными деньгами (п. 9 ст. 7 Закона № 161-ФЗ).

Кроме того, денежные средства, которые приняты через платежный терминал или банкомат в целях пополнения «электронного кошелька», в соответствии с п. 3 ст. 14 Закона № 161-ФЗ, должны быть приняты с применением контрольно-кассовой техники и зачислены в полном объеме на специальный банковский счет банковского платежного агента (субагента), который применяет такой платежный терминал или банкомат.

Несоблюдение налогоплательщиками требований п. 3 ст. 14 Закона № 161-ФЗ может повлечь привлечение к административной ответственности в соответствии с ч. 2 ст. 14.5, ч. 1 или ч. 2 ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая то обстоятельство, что применение ККТ направлено как на охрану фискальных интересов государства, интересов граждан в сфере торговли и оказания услуг, так и на обеспечение финансовой и налоговой дисциплин, защиты прав потребителей, со стороны налоговых органов усилено внимание к проведению проверок применения банковскими платежными агентами (субагентами) контрольно-кассовой техники и использования ими специальных банковских счетов.

Проверки начаты налоговыми органами и будут продолжаться на постоянной основе.

// УФНС по Республике Адыгея