Что следует изменить в действующей правовой системе, чтобы побудить выйти бизнес из «тени»?

МатвиенкоПетербургский международный экономический форум традиционно посвящён ключевым вопросам мировой экономики, актуальным как для России, так мира в целом. Как и всегда, он собрал многие сотни участников. Но есть и особенный момент: ПМЭФ-2015 проходит на фоне, мягко говоря, непростой международной обстановки. Один из самых негативных её элементов — введение Западом санкций в отношении России.

Если Запад рассчитывал сделать их эффективным инструментом политического и экономического давления на нашу страну, то сегодня, год спустя, провал этих расчётов очевиден. Однако было бы недостаточно ограничиться констатацией этого. Новые условия потребовали от государства и общества новых решений. Они были приняты. Несомненно, в рамках форума они получат должное освещение.

Думаю, мы поступили совершенно правильно, поставив во главу угла задачу импортозамещения. И в первую очередь сейчас исключительно важно — оперативное решение проблем, связанных со свёртыванием экономических связей, разрывом производственных кооперационных цепочек. От этого в немалой степени зависит устойчивая работа предприятий, занятость населения, стабильность на потребительском рынке. Такая работа идёт полным ходом. Правительством Российской Федерации утверждено 19 отраслевых программ импортозамещения, включающих 2059 проектов. Предусмотрен комплекс механизмов и мер государственной поддержки.

В целом по стране за первые четыре месяца 2015 года наметился рост производства ряда видов промышленной продукции. Успешно развиваются отечественные производства в регионах. Я недавно была в Воронежской области, Республике Татарстан, имела возможность убедиться: реализация всего намеченного на федеральном и региональном уровне идет успешно.

Спустя год после введения Западом санкций можно с уверенностью сказать, что принятые в рамках Антикризисной программы меры дают результаты. Безопасность страны не находится под угрозой. Она надёжно обеспечена как в оборонном плане, так и в плане промышленном, аграрном, продовольственном.

Тем не менее, на сегодняшний день важнейшими задачами становится устранение фундаментальных причин, которые привели к остановке экономического роста, а главное — формирование новой модели отечественной экономики, обеспечивающей её устойчивое и динамичное развитие. Стратегия движения нашей страны по этому пути сформулирована в Послании Президента России В.В.Путина Федеральному Собранию, неоднократно озвучивалась в его выступлениях и вошла в разработки Правительства РФ.

Какие вопросы в этом плане наиболее важны? На первое место становится преодоление спада инвестиций, создание механизмов их генерирования внутри страны и привлечения извне. Упор должен быть сделан на привлечение частных инвестиций. Необходимо стимулировать этот процесс как экономическими, так и правовыми мерами.

Что касается экономических, финансовых инструментов, то здесь у России накоплен богатый опыт, но стоит учитывать и опыт зарубежных стран. Предстоит адаптировать его к сложившимся внутренним и внешним реалиям.

С правовой точки зрения для развития импортозамещения и в целом стимулирования экономического и социального развития страны хорошую основу представляет собой принятый в конце 2014 года федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации». В нем предложен инструментарий для стимулирования промышленной деятельности, предусмотрены новые, не применявшиеся ранее меры, в том числе налоговые льготы и обеспечение доступа к долгосрочному заемному финансированию.

Вместе с тем законодатели не останавливаются на достигнутом. Сейчас в Государственную Думу внесен ряд законопроектов, направленных на ускорение импортозамещения и поддержку российских экспортеров. В частности, они предусматривают совершенствование государственной финансовой поддержки российского экспорта. Уже на стадии второго чтения находится законопроект, призванный сделать более эффективным регулирование закупок импортного оборудования, работ, услуг за рубежом для отечественных компаний.

В реализации программы импортозамещения многое зависит от российских регионов. Они должны не только максимально эффективно выполнять федеральные программы, проекты, но и как можно более полно использовать свои конкурентные преимущества.

Большее внимание следует уделять малому бизнесу. Сегодня его доля в ВВП страны составляет лишь 20-21%, в то время как в развитых странах этот показатель доходит до 50-52%. Как видно, потенциал у нас огромен. Канули в лету времена, когда олицетворением малого бизнеса были преимущественно «челноки», торговцы. Появились вполне современные малые предприятия в сервисе, сфере инноваций и высоких технологий, но их мало. Предприниматель в малом и среднем бизнесе все еще не может встать крепко на ноги. Значит, надо продолжать настойчиво создавать условия, которые обеспечат его устойчивое развитие в промышленности, строительстве, наукоемких отраслях.

Вместе с тем многие малые предприятия, их работники предпочитают оставаться «в теневом» секторе экономики. Им это выгоднее, чем легализовать свой бизнес. Это заставляет нас, законодателей, исполнительную власть задуматься над тем, почему так происходит, что следует изменить в действующей правовой системе, чтобы побудить выйти бизнес из «тени».

Добавляет сложностей и непростая ситуация в сфере государственного контроля и надзора. По различным оценкам, у нас более ста видов надзора. Пожарный, санитарный, торговый, финансовый, по технике безопасности, полицейский… Такого административного прессинга нет ни в какой другой стране.

Назрела необходимость кардинально изменить всю систему проверок деятельности бизнеса. Одним из шагов здесь могло бы стать введение института страхования гражданской ответственности предпринимательской деятельности. Страховые компании могли бы взять на себя контроль над соблюдением предпринимателями требований, предъявляемых рядом служб.

В то же время в наследство от советского периода нами получено то, что принято называть комплексом протекционизма. Значительная часть населения не склонна проявлять инициативу, активность, живёт с настроением, что о них должны заботиться государство и начальники. По данным опросов, только 4-5% студентов хотят создать свой собственный бизнес, остальные мечтают о государственной службе или работе в компаниях.

Как видим, развитие малого предпринимательства — задача комплексная. Только экономическими и административными мерами её не решить. Необходимо менять сам климат, атмосферу в обществе. Люди должны видеть, что малый бизнес — это не только торговля, сервис, но и высокие технологии, современная промышленность, сельское хозяйство. Они должны быть уверены в готовности государства поддерживать этот вид предпринимательства, защищать его. Наконец, работа в малом бизнесе должна быть престижной. Действовать необходимо со всех сторон.

Источник: «Парламентская газета»